ПОЛОЖЕНИЕ О КОЖАНЫХ НОСКАХ

Вопрос: 
Можно ли совершать протирание поверх обычных носков при малом омовении?

ОТВЕТ:

• Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения – «вуду», и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) («хуффы¹» или «масх») должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время.

Ученый факих имам Ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтаж», перечисляя условия масху, пишет:

ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر ، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما…
(ج1 ص204)

«Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность , чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трех суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток»

[См.: «Нихая аль-Мухтаж»,  т.1, с. 204].

Также ученый мазхаба Абу Ханифы Аль-Касани в своей книге «Бадаи’у ас-Санаи’» пишет:

وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين،

«Что касается протирания мокрыми ладонями (масху) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению ученых нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва».

فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز.

Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению ученых, протирание (масху) на них делать нельзя. 
Абу Ханифа считал  недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные. 

Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно делать масху поверх плотных насков».

وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: " فعلت ما كنت أمنع الناس عنه " فاستدلوا به على رجوعه."بدائع الصنائع". 
)ج 1 ص141 (

«Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он делал масху на носки и говорил тем, кто его навещал:

”Я стал совершать то, что запрещал людям”, и они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что делать масху на плотные носки, не пропускающие воду, можно» 
 
[См.: Бада’иассана’и, т. 1, с.141].

Ученый мазхаба имама Малика Абу Абдуллах Аль-Усмани в своей книге «Шифа’ аль-алил» сказал:

(رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه) 
قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في " المدونة ": إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز. 
"شفاء الغليل"
(ج1 ص 152 )

«Разрешено делать масху на носки, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге” Мудаввана”, не разрешено делать масху как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу»

[См.: Шифа’ аль-Алил, т. 1, с. 152].

Ученый мазхаба имама Ахмада Аль-Бухути в своей книге «Кашшаф аль-кина’» сказал:

(و) يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق) وأمكنت متابعة المشي فيه.
"كشاف القناع" 
(ج 1 ص111)

«Также разрешается делать масху на плотные носки из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время»

[См.: Кашшаф аль-Кина’, т. 1, с.111].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Не разрешается протирание (масх) обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни.

• Можно протирать носки, пусть даже не кожаные, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам,  при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения.

¹ Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи.

            •┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: [email protected]  
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag  
При перепубликации ссылка на канал Телеграм обязательна.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .