Фетвы

Номер Фетвы: 6 Подробно о намерении

Ответ:
"Из того, что написал Ибну-Хаджар Аль-Хайтамий в своей книге "Тухфатуль-Мухтаж", и тех комментариев, которые дал Абдул-Хамид аш-Ширвани (учёные Шафиитского мазхаба) вытекает следующее:

عبارة تحفة المحتاج:

Номер Фетвы: 5. Определение нарушения поста.

Ответ:
"Из того, что написал Ибну-Хаджар Аль-Хайтамий в своей книге "Тухфатуль-Мухтаж", и из тех комментариев, которые дал Абдул-Хамид аш-Ширваний, вытекает следующее:

عبارة تحفة المحتاج:

ﺃﻣﺎ ﻧﺎﺱ ﻭﺟﺎﻫﻞ ﻋﺬﺭ ﻟﻘﺮﺏ ﺇﺳﻼﻣﻪ ﺃﻭ ﺑﻌﺪﻩ ﻋﻦ ﻋﺎﻟﻤﻲ ﺫﻟﻚ ﻭﻣﻜﺮﻩ ﻓﻼ ﻳﻔﻄﺮﻭﻥ ﺑﺬﻟﻚ ﻭﻛﺬا ﻛﻞ ﻣﻔﻄﺮ ﻣﻤﺎ ﻳﺄﺗﻲ اه.

عبارة عبد الحميد الشرواني:

(ﻗﻮﻟﻪ ﺃﻣﺎ ﻧﺎﺱ ﺇﻟﺦ) ﺃﻱ ﻟﻤﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻦ اﻟﺠﻤﺎﻉ ﻭاﻻﺳﺘﻘﺎءﺓ ﻋ ﺷ.

(ﻗﻮﻟﻪ ﻟﻘﺮﺏ ﺇﺳﻼﻣﻪ ﺇﻟﺦ) ﻭﻣﺎﻝ ﻓﻲ اﻟﺒﺤﺮ ﺇﻟﻰ ﺃﻥ اﻟﺠﺎﻫﻞ ﻳﻌﺬﺭ ﻣﻄﻠﻘﺎ ﻭاﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺧﻼﻓﻪ ﻛﻤﺎ ﻗﻴﺪﻩ اﻟﻘﺎﺿﻲ ﺣﺴﻴﻦ ﺑﻤﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻐﻨﻲ ﻭﻧﻬﺎﻳﺔ

Номер Фетвы: 19. Очищение землей или мылом.

Ответ: "В книге "Фатх аль-Аллям" пишется:

قال السيّد محمد عبد الله الجردانى فى فتح العلام : لا يكفى فى نجاسة الكلب غير التراب على الأظهر, ولا تراب النجس فى الأصح.

Сайид Мухаммад Абдуллах говорит в своей книге Фатхуль-аллам: "не достаточно для очищения нечисти собаки кроме как использование чистой земли перемешанную с водой, это по достоверному мнению имама аш Шафии, а также не достаточно использование оскверненной земли по достоверному мнению алимов мазхаба имама аш Шафии".

ومقابل الأول: يكفى غير التراب كالصابون والأشنان أى الغاسول.

Номер Фетвы: 17. Пост для беременных и кормящих.

Ответ:
" Аль-Хатиб Ашширбини пишет в своей книге "мугниль-мухтаж" следующее:

عبارة مغني المحتاج:

Номер Фетвы: 16. Вдыхание запахов постящися.

Ответ:

Ибн хаджар Аль-Хайтами пишет в своей книге "тухфатуль-мухтаж" следующее:

عبارة تحفة المحتاج:

(و) الإمساك (عن وصول العين) أي عين كانت، وإن كانت أقل ما يدرك من نحو حجر (إلى ما يسمى جوفا) ؛ لأن فاعل ذلك لا يسمى ممسكا بخلاف وصول الأثر كالطعم وكالريح بالشم اه.

Номер фетвы: 15. Клизма и пост.

Ответ:

Ибнухаджар Аль-Хайтамий пишет в своей книге "Тухфатуль-Мухтаж" следующее:

عبارة تحفة المحتاج:

وكذا يفطر بإدخال أدنى جزء من أصبعه في دبره أو قبلها بأن يجاوز ما يجب غسله في الاستنجاء.

نعم قال السبكي: قول القاضي يفطر بوصول رأس أنملته إلى مسربته محله إن وصل للمجوف منها دون أولها المنطبق؛ إذ لا يسمى جوفا اه.

Номер Фетвы: 14. Собрание для соболезнования.

Ответ:

الحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله أما بعد

عبارة تحفة المحتاج:

(ﻭاﻟﺘﻌﺰﻳﺔ) ﺑﺎﻟﻤﻴﺖ (ﺳﻨﺔ) ﻭﻳﻜﺮﻩ اﻟﺠﻠﻮﺱ ﻟﻬﺎ اه.

عبارة حاشية الشرواني:

ﻋﺒﺎﺭﺓ اﻟﻨﻬﺎﻳﺔ ﻭاﻟﻤﻐﻨﻲ ﻭﻳﻜﺮﻩ ﻷﻫﻞ اﻟﻤﻴﺖ اﻻﺟﺘﻤﺎﻉ ﺑﻤﻜﺎﻥ ﻟﺘﺄﺗﻴﻬﻢ اﻟﻨﺎﺱ ﻟﻠﺘﻌﺰﻳﺔ اﻩـ

ﻗﺎﻝ ﻋ ﺷ:

ﻭﻳﻨﺒﻐﻲ ﺃﻥ ﻣﺤﻞ ﺫﻟﻚ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﺘﺮﺗﺐ ﻋﻠﻰ ﻋﺪﻡ اﻟﺠﻠﻮﺱ ﺿﺮﺭ ﻛﻨﺴﺒﺘﻬﻢ اﻟﻤﻌﺰﻱ ﺇﻟﻰ ﻛﺮاﻫﺘﻪ ﻟﻬﻢ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﺠﻠﺲ ﻟﺘﻠﻘﻴﻬﻢ ﻭﺇﻻ فتنتفي اﻟﻜﺮاﻫﺔ ﺑﻞ ﻗﺪ ﻳﻜﻮﻥ اﻟﺠﻠﻮﺱ ﻭاﺟﺒﺎ ﺇﻥ ﻏﻠﺐ ﻋﻠﻰ ﻇﻨﻪ ﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﺠﻠﺲ ﺫﻟﻚ اه.

Номер Фетвы: 13. Ингаляторы и спреи во время поста.

Ответ:
"Назальные спреи и ингаляторы содержащие только кислород, не нарушают пост, так как не имеют ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Если же они содержат какие то лекарственные препараты, то пост нарушается, так как в полость носа вместе с воздухом проникают частицы этого препарата. 

وداخل الأنف إلى ما وراء الخياشيم اهـ

Абдул-Хамид Ашширвани в субкоментариях к "тухфат альмухтаж", перечисляя действия нарушающие пост, пишет: "...и то, что проникло через нос, если оно (вещество) перешло носовую кость".

Отдел Фетв при Муфтияте РД

Номер фетвы: 12. Долг с условием. Ростовщичество.

Ответ:
"После изучения цитат ученных, мы пришли к тому, что если это условие обговорено, то эти виды сделок запрещены в шариате. Так как они прямо подпадают под понятие ростовщичество.

Номер фетвы: 11. Письмо Пророка (мир ему и благословение)

Ответ:
"В этом вопросе среди ученых есть полемика, большинство ученых придерживаются мнения, что Пророк да благословить Аллах его и приветствует, собственноручно не писал письма.

و قد ذهب إلى القول بأن النبي صلى الله عليه و سلم كان يكتب و يقرأ بعد نزول القرآن جماعة ، منهم أبو ذر الهروي ، و أبو الوليد الباجي و أبو الفتح النيسابوري و آخرون ،

Группа ученых придерживаются мнения, что Пророк да благословить Аллах его и приветствует, читал и писал после ниспослания Корана, из них Абу-зар Ал-харари, Абу-алвалид Албажи, Абу-алфатх Аннайсабури и другие.

Номер Фетвы: 10. Половой акт во время поста.

Ответ:
"Если совершить половой акт, зная, что нельзя, не пренужденно, умышленно, во время поста в месяц Рамадан, то пост нарушается и на него налагается штраф.

(تجب الكفارة على من) أي: واطئ بشبهة أو نكاح أو زناً (أفسد صوم يوم من رمضان بالجماع) وحده الذي يأثم به؛ (ولو) كان الجماع (في دبر) رجل أو امرأة، ولو ميتاً (أو بهيمة)؛ لما صح من أمر المجامع في نهار رمضان بالإعتاق.

فإن لم يجد .. فصيام شهرين متتابعين، فإن لم يستطع .. فإطعام ستين مسكيناً.

Фетва номер 9. Макрота и пост.

Ответ: "Этот вопрос очень частый, и требующий разбора и полного ответа.

Фетва номер 8. Чистка зубов во время поста.

Ответ:

Постящемуся нежелательно использовать сивак, в том числе и зубную пасту, после зенита солнца, т.е. с наступлением времени обеденного намаза, поскольку в достоверном хадисе пророка сказано: "Запах, исходящий изо рта постящегося, в День Суда будет приятнее для Всевышнего, чем запах миска".

Фетва номер 7. Когда начать поститься?

Ответ: "Конечно, существуют определенные условия для обязательного соблюдения поста. Как пишет Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) :

(شَرْطُ وُجُوبِ صَوْمِ رَمَضَانَ الْعَقْلُ وَالْبُلُوغُ) فَلَا يَجِبُ عَلَى صَبِيٍّ وَمَجْنُونٍ لِرَفْعِ الْقَلَمِ

(وَيُؤْمَرُ بِهِ الصَّبِيُّ) الشَّامِلُ لِلْأُنْثَى؛ إذْ هُوَ لِلْجِنْسِ أَيْ يَأْمُرُهُ بِهِ وَلِيُّهُ وُجُوبًا (لِسَبْعٍ إذَا أَطَاقَ) وَمَيَّزَ وَيَضْرِبُهُ وُجُوبًا عَلَى تَرْكِهِ لِعَشْرٍ إذَا أَطَاقَهُ نَظِيرُ مَا مَرَّ فِي الصَّلَاةِ فِيهِمَا 

Номер фетвы: 4. День сомнения.

Ответ:
"Что касается первой половины вопроса, то приведем мнение одного из самых авторитетных ученных - Имама ан-Нававий, который пишет:

قال أصحابنا: يوم الشك هو يوم الثلاثين من شعبان إذا وقع في ألسنة الناس أنه رؤي ولم يقل عدل أنه رآه أو قاله وقلنا لا تقبل شهادة الواحد أو قاله عدد من النساء أو الصبيان أو العبيد أو الفساق وهذا الحد لا خلاف فيه عند أصحابنا.

Номер фетвы: 3. Езда женщины на лошади

Ответ:
"Если она одевает хиджаб, соблюдает нормы Шариата в поведении, и не находится в окружении чужих мужчин, с разрешением мужа, если замужем,то можно.
Это мнение многих ученных. За основу взяты многие предания и одно из них в котором Умар (да будет доволен Аллах им) сказал:

علموا أولادكم السباحة والرماية وركوب الفروسية

Фетва номер 100. Обеспечение семьи

Согласно тому, что пишет Имам Навави в своей книге "Минхаджу Талибин", и согласно комментариям составленным на этот труд другими учеными, следует:

عبارة تحفة المحتاج:

(ﻭﻣﻦ ﻟﻪ ﺃﺑﻮاﻥ) ﺃﻱ: ﺃﺏ، ﻭﺇﻥ ﻋﻼ ﻭﺃﻡ (ﻓ) ﻧﻔﻘﺘﻪ (ﻋﻠﻰ اﻷﺏ) ﻭﻟﻮ ﺑﺎﻟﻐﺎ (ﺃﻭ) اﺟﺘﻤﻊ (ﺃﺟﺪاﺩ ﻭﺟﺪاﺕ) ﻟﻌﺎﺟﺰ (ﺇﻥ ﺃﺩﻟﻰ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﺑﺒﻌﺾ ﻓﺎﻷﻗﺮﺏ) ﻫﻮ اﻟﺬﻱ ﻳﻨﻔﻘﻪ ﻹﺩﻻء اﻷﺑﻌﺪ ﺑﻪ (ﻭﺇﻻ) ﻳﺪﻝ ﺑﻌﻀﻬﻢ ﺑﺒﻌﺾ (ﻓ) اﻻﻋﺘﺒﺎﺭ (ﺑﺎﻟﻘﺮﺏ) ﻓﻴﻨﻔﻘﻪ اﻷﻗﺮﺏ ﻣﻨﻬﻢ اه.

عبارة عبد الحميد الشرواني:

Фетва номер 98. Закят за ребенка жены.

Ответ:

Имам Навави пишет в своей книге "Минхаджу талибин" следующее:

عبارة منهاج الطالبين:

ﻭﻣﻦ ﻟﺰﻣﻪ ﻓﻄﺮﺗﻪ ﻟﺰﻣﻪ ﻓﻄﺮﺓ ﻣﻦ ﺗﻠﺰﻣﻪ ﻧﻔﻘﺘﻪ اه.

"Тот, кто обязан выплатить закат-альфитр за себя, должен также выплатить закат с тех кто находится на его иждивении".
Ибн хаджар Аль-Хайтами пишет в своей книге "тухфатуль-мухтаж" следующее:

عبارة تحفة المحتاج:

Номер фетвы: 97. Закят за разведенную

Ответ:
Ибн Хаджар в книге тухфатуль мухтаж пишет:
Тот, кто в состоянии выплатить за себя закят аль-фитр, обязан выплатить его также и за тех, кого он должен обеспечивать, в  том числе и за жену, если только она не выказывает ему непокорности, тем самым лишая себя должного обеспечения со стороны мужа.

عبارة تحفة المحتاج:

ومن لزمه فطرته ) أي كل مسلم لما مر في الكافر لزمه فطرة نفسه ليساره ( لزمه فطرة من تلزمه نفقته ) [ ص: 314 ] بقرابة أو ملك أو زوجية لم يقترن بها مسقط نفقة كنشوز إذا كانوا مسلمين ووجد ما يؤديه عنهم

Номер феты: 96. Закят аль-Фитр

Ответ: "Выплата закят аль-фитра является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки при определенных условиях Шариата.
Закят аль-фитр выплачивается в размере одного "саха"(мера объема) за каждого человека.
Размер "саха" по двум мазхабам:

1. по мазхабу имама аш-Шафии "сах" равен: 2.304 гр.

وَالصَّاعُ أَرْبَعَةُ أَمْدَادٍ، وَالْمُدُّ رِطْلٌ وَثُلُثُ وَقُدِّرَتْ بِالْبَغْدَادِ .... لِأَنَّ الْأَصَحَّ أَنَّ رِطْلَ بَغْدَادَ مِائَةٌ وَثَمَانِيَةٌ وَعِشْرُونَ دِرْهَمًا وَأَرْبَعَةُ أَسْبَاعِ دِرْهَمٍ

(ибн Хаджар: "Тухфат аль-Мухтаж" 3 том, 320 стр).

Ночь Предопределения (ляйлятуль-кадр)

Ночь Предопределения (Ночь Величия, Ночь Могущества) – Лайлат аль-Кадр.
Данное небольшое исследование посвящено достоинству, времени и признакам явления ночи «ляйлят аль-кадр».
Ибн хаджар пишет в своей книге "Тухфатуль-Мухтаж" следующее:

(ﻭ) ﻫﻮ (ﻓﻲ اﻟﻌﺸﺮ اﻷﻭاﺧﺮ ﻣﻦ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﺃﻓﻀﻞ) ﻣﻨﻪ ﻓﻲ ﻏﻴﺮﻫﺎ ﻭﻟﻮ ﺑﻘﻴﺔ ﺭﻣﻀﺎﻥ؛ ﻷﻧﻪ - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - ﺩاﻭﻡ ﻋﻠﻴﻪ ﺇﻟﻰ ﻭﻓﺎﺗﻪ ﻗﺎﻟﻮا ﻭﺣﻜﻤﺘﻪ ﺃﻧﻪ (ﻟﻄﻠﺐ ﻟﻴﻠﺔ اﻟﻘﺪﺭ) ﺃﻱ: اﻟﺤﻜﻢ ﻭاﻟﻔﻀﻞ ﺃﻭ اﻟﺸﺮﻑ اﻟﻤﺨﺘﺼﺔ ﺑﻪ ﻋﻨﺪﻧﺎ ﻭﻋﻨﺪ ﺃﻛﺜﺮ اﻟﻌﻠﻤﺎء اه.

Номер фетвы: 2. Лечение бабушек.

Ответ:
يقول ابن حجر الهيتمي رحمه الله:

"لا يجوز لأحد أن يستعمل رقية - سواء كانت من كافر أو غيره - إلا إذا علم أنها غير مشتملة على كفر أو محرم، والدليل على ذلك أن الصحابة لما سألوا النبي صلى الله عليه وسلم عن رقاهم لم يأذن لهم فيها حتى أمرهم بأن يعرضوها عليه، فعرضوها عليه، فقال: لا بأس.

Номер Фетвы: 1. "Рестораны и кафе в месяц Рамадан".

Ответ:

"Соблюдение поста в месяце Рамадан – четвертый столп Ислама. Всевышний разрешил не поститься лишь тому, у кого есть уважительная причина, и то до тех пор, пока причина не будет устранена. Однако пропустивший пост обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. Всевышний в Коране говорит:

Как делать намерение на следование в омовении мазхабу Имама Абу Ханифы?

Чтобы следовать за одним из имамов, необходимо знать, что он дозволяет такой вариант, и этого достаточно. И для этого не существует специального намерения.

Например, вы всегда совершаете намаз согласно шафиитскому мазхабу, но при этом не каждый раз делаете намерение совершить его, следуя Имаму Аш-Шафии. Вы только знаете, что согласно мазхабу Имама Аш-Шафии намаз надо делать именно таким образом.

Кяфир и мушрик – это одно и то же?

Ответ:

"Слово «ширк» означает неверие в то, что Аллах един, а также неискреннее богослужение. Ширк однозначно является куфром, поскольку это и есть отрицание единства Аллаха. Также это является и убеждением в лживости пророчества и шариата.

Понятие «кафир» является обобщённым, в отличие от понятия «мушрик». Местом обитания кафиров и мушриков является Ад, поэтому обзывать человека мушриком или кафиром – одно и то же и является одинаково греховным. (Рагиб Аль-Аласфани)

НАШИ КОНТАКТЫ

РД, г. Махачкала
ул. Дахадаева 136.

  • Приемная Муфтията РД

    • +7-988-291-11-34

    • muftiyat.rd@gmail.com

НАПИШИТЕ НАМ