Дети в первом ряду в мечети

Вопрос: 
Можно ли несовершеннолетним детям в мечети занимать до намаза первый ряд или вообще становиться там?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Заходя в мечеть для коллективного намаза, становиться в первый ряд желательно мужчинам, а несовершеннолетним мальчикам в последующий, если первый ряд заполнен.

Если же первый ряд не заполнен взрослыми, то его заполняют несовершеннолетние мальчики, независимо от того, где они встанут, с краю ряда или между взрослыми мужчинами.

Если несовершеннолетний мальчик занял место в первом ряду (даже до наступления времени намаза), а потом пришёл взрослый человек (мужчина), то желательно не отводить мальчика назад, чтобы уступить место прибывшему взрослому.

Примечание:

В вышеупомянутом решении под несовершеннолетним подразумевается мальчик, достигший возраста тамйиза, т. е. ребенок приблизительно 6-7 лет, который может самостоятельно есть, пить, справлять нужду.

Детей младше этого возраста приводить в мечеть запрещено, если нет уверенности, что ребенок не испачкает её. Если исключить риск, что испачкает, то приводить нежелательно. Аллах знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ويقف خلفه الرجال) ... (ثم) إن تم صفهم وقف خلفهم (الصبيان) ... أما إذا لم يتم فيكمل بالصبيان ... ولا يؤخر صبيان لبالغين لاتحاد جنسهم بخلاف من عداهم لاختلافه

عبارة الشرواني: (قوله: أما إذا لم يتم إلخ) أي بأن كان فيه فرجة بالفعل فيكمل بالصبيان

 (قوله: فيكمل بالصبيان) أي ويقفون على أي صفة اتفقت سواء كانوا في جانب أو اختلطوا بهم ع ش

(قوله: ولا يؤخر إلخ) أي ندبا ما لم يخف من تقدمهم فتنة على من خلفهم وإلا أخروا ندبا كما هو ظاهر لما فيه من دفع المفسدة ع ش  (قوله: صبيان) أي حضروا أولا و(قوله: البالغين) أي حضروا بعد الصبيان ولو قبل إحرامهم حلبي[1].

عبارة تحفة المحتاج: وفارق هذا حرمة إدخال غير مميز المسجد إذا لم يؤمن تلويثه وكراهته إن أمن...[2]

 

 Отдел фетв Муфтията РД

Почта: fatavadag@mail.ru

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

 

[1] См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями Имама аш-Ширвани), т. 2, с. 307.

[2] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 4, с. 83.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .