Закят уль-Фитр

Закят уль-Фитр наряду с любым другим закятом является обязательным предписанием в Исламе.

Посланник Аллаха  сказал (смысл): «Закят уль-Фитр является очищением для постящегося от его пустословия и скверности». (Абу Давуд).

للصائم من اللغو و الرّفثقال النّبيّ ﷺ: صدقة الفطر طهرة

رواه أبو دَاوُد

В этом закяте заключается смысл проявления внимания и заботы о бедных, нищих мусульманах. По этому поводу Посланник Аллаха  сказал (смысл): «...Избавьте их (бедных, нуждающихся) от унижения попрошайничества в этот день», т. е. в день праздника. (Ад-Дарукутни, аль-Байхаки)

قال رسول الله ﷺ: أغنوهم عن ذلّ السؤال في هذا اليوم

رواه الدارقطني و البيهقي

Закят уль-Фитр является обязательным для каждого мусульманина, взрослого и ребёнка, мужчины и женщины. В хадисе, переданном имамом аль-Бухари, Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха  сделал обязательной выплату закята уль-Фитр в размере одного саха фиников или ячменя на каждого свободного человека и раба, мужчины и женщины, ребёнка и взрослого из числа мусульман. И повелел выплатить этот закят до того, когда люди выйдут на праздничный намаз.

روي البخاري عن ابن عمر رضي الله عنهما قال: فرض رسول الله ﷺ زكاة الفطر صاعاً من تمرٍ، أو صاعاً من شعيرٍ على العبد و الحرّ و الذكر و الأنثى، و الصغير و الكبير من المُسلمين، و أمر بها أن تؤدّى قبل خروج الناس إلى الصلاة

Закят уль-Фитр является причиной принятия поста в месяц Рамадан. Об

этом свидетельствует хадис Посланника Аллаха : «Пост Рамадана остаётся между небом и землёй, не возносится, кроме как после выплаты закят аль-Фитр». (Абу Хафс бин Шахин)

و هي سبب لقبول الصيام لخبر: صوم رمضان معلّق بين السماء و الأرض لا يرفع إِلَّا بزكاة الفطر

رواه أبو حفص بن شاهين

Закят уль-Фитр обязан выплатить каждый, у кого имеется пропитание для себя и своей семьи более чем на сутки (предпраздничная ночь и праздничный день). Мужчина выплачивает закят за себя и за всех тех, кого обязан обеспечить пропитанием. Это старые родители, дети, жена, рабы и слуги, если он нанял их (слуг), обязуясь в качестве оплаты обеспечить пропитанием. Необходимая мера с одного человека – это 1 сах, приблизительно четыре горсти среднего взрослого мужчины. Необходимо чуть добавить к этой мере, предполагая наличие в ней глины, соломы и т.п.

 

Условия обязательства выплаты Закят уль-Фитр следующие:

1. Ислам (быть мусульманином),

2. Встретить часть месяца Рамадан и часть месяца Шавваль (то есть Закят уль-Фитр выплачивается за того, кто умер после захода солнца последнего дня Рамадана, но не выплачивается за того, кто родился после захода).

Желательно выплатить Закят уль-Фитр до начала праздничного намаза, хотя дозволяется и с начала месяца Рамадан. Нежелательно откладывать выплату закята до конца праздничного дня и запретно это делать без уважительной причины. Закят выплачивается тем, кто проживает в данной местности (то есть нельзя перенести закят в другой населённый пункт, имея в своём населённом пункте тех, кто заслуживает закят).

Перед выплатой следует сделать намерение: «Я намереваюсь выплатить Закят уль-Фитр за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произнося имена тех, за кого выплачивается закят) во имя Всевышнего Аллаха».

Если за совершеннолетнего мусульманина сах выплачивает другой мусульманин, то необходимо уполномочить его на это (то есть сделать его вакилем).

Закят уль-Фитр, как и любой другой закят, следует отдать только строго определенным категориям людей. К ним относятся:

1) бедняки – имеющие доход до 20-30% от необходимого прожиточного минимума;

2) неимущие – имеющие доход до 70-80% от необходимого минимума;

3) работники, занятые сбором, хранением, учетом, распределением закята – в качестве заработной платы;

4) новообращенные мусульмане – те, кто недавно принял Ислам и нуждается в моральной и материальной поддержке;

5) невольники, освобождающиеся по договору о самовыкупе;

6) те, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные шариатом: на лечение, питание, строительство жилого дома, покупка необходимой одежды и т.д.;

7) те, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путник, вышедший в дорогу с дозволенной шариатом целью и оставшийся без необходимых средств, чтобы добраться до места назначения.

 

Важно знать, что закят положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (к примеру, сиротам, инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, или в мечеть и т.д.) недопустима, ибо в этом случае обязательство-фарз остаётся неисполненным, а то, что мвы даете им, будет считаться просто милостыней – садака.

Закят, в первую очередь, предпочтительно отдать бедным, нищим из числа родственников, соседей, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого вы по Шариату обязаны обеспечивать пропитанием), так как в этом заключается не только помощь нуждающимся, но и укрепление родственных и добрососедских связей.

Тот, кому положен закят, после получения вправе распоряжаться им как пожелает: использовать для своих нужд в пропитании, продать, подарить и т.д.

Закят следует отдать не менее, чем трем категориям мусульман (есть учёные, которые дозволяют отдавать закят одному человеку). Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Важно отметить, что Закят уль-Фитр следует выплатить всем мусульманам, независимо от того, соблюдали они пост в месяце Рамадан или нет. Если Закят уль-Фитр не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это обязанность каждого мусульманина.

Закят уль-Фитр выплачивается наиболее часто употребляемыми продуктами питания. В Дагестане, как и по всей России, такими продуктами являются пшеница и пшеничный хлеб, поэтому Закят уль-Фитр следует выплачивать пшеницей. При этом зерно должно быть хорошего качества и чистое. По мазхабу имама аш-Шафии, один сах пшеницы составляет приблизительно 2,4 кг, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2,5 кг. Некоторые алимы считают, что сах – это 2,7 кг, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По мазхабу имама Абу-Ханифа, сах составляет приблизительно 3,7 кг, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины этого саха.

Кроме того, если выплатить пшеницей затруднительно, то по ханафитскому мазхабу закят-сах разрешается выплатить деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом последователям мазхаба имама аш-Шафии, делая намерение, необходимо подчеркнуть, что закят-сах выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но все же им лучше изыскать возможность выплатить закят уль-Фитр именно зерном.

Закят уль-Фитр, как и любой другой закят, нельзя отдавать немусульманам, рабам, несовершеннолетним и сумасшедшим – предназначенный для них закят выплачивается их опекунам. И ещё: обязательный закят не выплачивается потомкам Пророка , людям из рода бану Хашим и бану Муталлиб. Закят нельзя давать и тем, кого выплачивающий закят обязан содержать – это родители, жена, дети, рабы и т.п., если даже они подпадают под категорию тех, кому положен закят. Им закят могут отдать другие люди, однако его не выплачивают тем, кто находится у него на иждивении.

Запрещается брать закят тем, кто нет подпадает в упомянутую категорию, а также запретно выплачивать им его. Следует заметить, что если выплачивающий знает, что принимающий закят использует его для греха, то такому человеку также нельзя отдавать закят.

Да примет Всевышний Аллах благие деяния всех мусульман и одарит Своей милостью в обоих мирах.

Подписывайтесь на наш канал Telegram .