«Для меня важна команда»

Каждый день огромное количество людей обращается в Муфтият РД с широким спектром вопросов, просьб и жалоб. Совсем небольшой процент этого в действительности соответствует функционалу Муфтията, но людям не отказывают в приёме, выслушивают, стараются помочь, направляют – и бремя жизни для людей становится легче.

Кто они, те люди, которые вплотную работают с населением? Чем они живут, что окончили и на каких машинах ездят? Такие вопросы задают люди на различных ресурсах Муфтията РД. И сотрудники отвечают.

В нашем материале мы осветим работу председателя Муфтията Республики Дагестан Шамиля Алиханова, а заодно проанонсируем цикл интервью с сотрудниками Муфтията республики Дагестан.

 

- Для каких функций назначается председатель Муфтията – перечислите пожалуйста, и кто его назначает?

- Назначает председателя, равно как и освобождает его от обязанностей, Муфтий Республики Дагестан. Председатель Муфтията руководит работой Муфтията. Сюда входит: ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и имущество Муфтията, поиск и подбор персонала, утверждение инструктивных материалов, уставов и положений всех подразделений, в том числе учебных заведений, взаимодействие от лица Муфтията с органами государственной власти, организациями и гражданами.

В отсутствие Председателя Муфтията его полномочия осуществляются Муфтием Республики Дагестан.

 

- Вы сразу после окончания школы поступили в Дагестанский исламский университет? Почему выбрали религиозное образование? Ваши родители или, может, дедушка и бабушка имели какое-то отношение к этому выбору?

- Будучи школьником, я обучался чтению Корана и основам религии. Получить высшее религиозное образование для меня и моих родителей было мечтой. В то время мы не знали о существовании исламского университета, поэтому я, как и большинство выпускников средней школы, готовился к поступлению в светский вуз. Но меня ожидала совсем другая история и неожиданное будущее. Ведь у Всевышнего свои планы на наш счёт.

Началось всё с первой встречи с Центральной джума-мечетью Махачкалы, увидев которую, я влюбился. У меня появилось желание быть причастным к этому прекрасному сооружению.

Через некоторое время в гости к нам наведался наш родственник, который рассказал моему отцу про Северокавказский исламский университет (ныне ДИУ) и предложил отдать меня учиться в этот вуз. Отец охотно согласился. Это стало приятной для меня новостью, меня переполняли чувства радости и восторга.

Так я оказался студентом СКИУ. Я начал читать книги по вероубеждению, исламской юриспруденции, изречения и жизнеописание пророка Мух'аммада ﷺ изучать арабский язык, совершенствовать чтение Корана.

 

- Если бы вам после окончания ДИУ предложили работу в этом же вузе, вы были бы рады такой возможности, или у вас уже были другие планы, куда пойти работать после окончания? Сколько лет вы работали в ДИУ и в чём заключалась ваша работа?

- Конечно, я был бы рад такой возможности. Планов я не строил, но после 4 курса руководство направило меня на практику в Южный Дагестан. После практики я некоторое время занимался личными делами, вёл свой бизнес.

На тот момент прилично зарабатывал, дела шли хорошо, но душа моя не находила покоя. Ведь в ДИУ я обучался и получал знания, которые необходимо использовать во благо общества. И оставалось ещё много книг, которых я не прочёл, и знаний, которых я не постиг.

Я чувствовал, что занимаюсь не тем, чем хочу заниматься. В один день я понял, что для меня важнее всего, и решил продолжить учёбу в ДИУ. Хотя я был намерен учиться, меня назначили преподавателем на вечерних курсах в том же вузе.

Вскоре после этого меня перевели в учебно-методическую часть ДИУ, где я в течение 8 лет проработал методистом. Работал в отделе кадров, продолжал параллельно своё исламское образование, составлял расписание уроков, следил за учебным процессом.

За всё это время я увидел очень много преподавателей и студентов, наблюдал, как проходит учебный процесс и т. д. Этот опыт оказался для меня бесценным, сейчас, в должности председателя Муфтията, я отчётливо это понимаю.

Затем меня назначили заместителем имама Центральной джума-мечети, во многом благодаря моим наставникам в работе я смог реализовать поставленные передо мной задачи.

Но самым ответственным стал момент назначения меня заместителем Муфтия РД, в тот момент я не находил себе места от волнения и тревоги за то, что не смогу оправдать доверие. Через полтора года меня назначили уже председателем Муфтията.

 

- Расскажите о возникновении и функционировании докторантуры на базе ДИУ.

- Предпосылки для создания докторантуры на территории Дагестана давно существовали, ведь Дагестан всегда славился высококвалифицированными учёными-богословами, которые посвятили себя изучению исламских наук и обучению им других.

Но в силу разных обстоятельств не было возможности получить учёные богословские степени, как это практиковалось в разных странах, куда приходилось выезжать нашим соотечественникам.

Это был период становления системы исламского образования в нашей стране. На территории Дагестана существовал запрос общества на чётко сформированную систему исламского образования, включая получение и присуждение учёных богословских степеней.

Это в значительной степени облегчало бы нашим соотечественникам получение системного качественного исламского образования и подготовку научных кадров исламского культа, вплоть до получения богословской степени доктора исламских наук на территории Дагестана.

С этой целью в Муфтияте РД была разработана и сформирована безупречно организованная система исламского образования со всеми его этапами и уровнями (начальный, средний, высший и подготовка научных кадров богословия).

Муфтият РД разработал и утвердил все необходимые локальные нормативные акты. На их основе Дагестанским исламским университетом были разработаны соответствующие положения и был создан диссертационный совет по защите диссертаций на соискание богословской учёной степени доктора исламских наук в составе 21 человека.

Членами диссертационного совета являются видные учёные светской и религиозной интеллигенции Дагестана, России и арабских стран, среди которых восемь докторов наук.

Таким образом, была открыта докторантура в Дагестанском исламском университете имени шейха Мухаммад-Арифа, а уже 3 сентября 2020 года четыре человека успешно прошли публичную защиту докторских диссертаций, и им была присвоена учёная богословская степень доктора исламских наук. Мы планируем ежегодно проводить публичную защиту докторских диссертаций.

 

- В Муфтияте вы работаете уже два года, до этого были заместителем имама Центральной джума-мечети Махачкалы, работали в ДИУ. Чем отличается работа в Муфтияте от ваших предыдущих мест работы?

- Если для имама круг обязанностей ограничивается прихожанами мечети, в ДИУ – студентами и преподавателями, то в нынешней моей должности в Муфтияте нужно обращать внимание на работу по всей республике и даже за её пределами, где проживают или обучаются дагестанцы.

Альх'амду ли-Лляh, я работаю в прекрасной команде высококвалифицированных, эрудированных и доброжелательных людей, которые помогают мне в реализации намеченных планов и задач.

 

- Какую работу выполняет Совет алимов? Население нередко интересуется вопросом: в чём состоит работа Муфтията? Ответьте, пожалуйста.

- Совет алимов осуществляет мониторинг выпускаемой и продаваемой религиозной литературы, статей в печатных и электронных СМИ и радио-телепередач; разработку учебных программ для исламских учебных заведений и контроль их исполнения. Совет алимов оказывает необходимое содействие в выполнении задач, стоящих перед руководством Муфтията.

 

- В Муфтият часто обращаются общественные организации – к примеру, недавно обращался Султан Хамзаев – представители различных ведомств, из недавних – ГИБДД. В чём заключаются их обращения? И какие действия предпринимает Муфтият, чем помогает им?

- Так как мы плотно работаем с населением и проводим профилактическую, духовно-просветительскую работу, к нам часто обращаются представители государственных структур и общественных организаций.

Мы как работники исламского просвещения оказываем содействие обратившимся к нам за помощью. Мы всегда находим взаимопонимание, проводим совместные мероприятия, направленные на улучшение моральных и этических норм в обществе.

 

- Есть история о том, как мужчина преклонных лет, который говорил только по-аварски, придя в Муфтият, не нашёл на тот момент ни одного человека аварской национальности. Можете перечислить, сколько национальностей представлено среди работников Муфтията?

- Да, и в самом деле была такая история, ведь в Муфтияте представлены все дагестанские национальности. К примеру, я лезгин, первый заместитель Муфтия Абдулла Аджимоллаев – кумык, Мухаммад Майранов – лакец, Абдулла Салимов – даргинец, помощник Муфтия Идрис Асадулаев – аварец, руководитель отдела фетв – табасаранец и т. д.

 

- Расскажите о вашей семье. Дети учатся в исламских школах? Работает ли супруга, какую деятельность она ведёт?

- Я женат, у меня трое детей. Супруга занимается домашними делами и воспитывает детей. Мои дети учатся в обычной школе и параллельно обучаются чтению Корана и основам религии, так же, как и я когда-то в их возрасте.

Беседовала Айша Тухаева

Источник: ISLAMDAG.RU

Блоки: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .