Утверждение мужа о возврате жены после неполного развода

Вопрос: 
Каково решение шариата, если муж после завершения идды от неполного развода утверждает, что возвращал ее до завершения идды, а она это отрицает?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до судного дня. А затем..

Если муж дал жене один или два развода, он имеет право вернуть её в течение срока идды (три периода очищения от менструального цикла), произнеся слова возврата, такие как: «Я возвращаю тебя себе в жены» и т.д., если она рядом и слышит его, или «Я возвращаю её себе в жены» и т.д., если она не рядом и не слышит его.

Если после завершения срока идды муж утверждает, что возвращал её до завершения идды, а она утверждает, что он возвращал после завершения идды, решение следующее. 

Если они согласны с тем, что идда завершилась, например, в пятницу, но муж утверждает, что возвращал её в четверг, а жена, что в субботу, принимают утверждение жены после её клятвы, что она не знала о том, что он вернул её в четверг.

Если они согласны с тем, что слова возврата были произнесены, например, во вторник, но жена утверждает, что идда завершилась в понедельник, а он, что в среду, принимают утверждение мужа после его клятвы, что её идда не завершилась в понедельник.

Если у них нет одинакового мнения относительно даты завершения идды и возврата, и муж утверждает, что возврат был до завершения идды, а она, что возврат был после её завершения, то принимают утверждение того, кто первый начал отстаивание своей правоты.

Если до завершения идды муж утверждает, что вернул её, а она полностью отрицает это, то принимают утверждение супруга. Если же это произойдёт после завершения срока идды, то принимают её утверждение.

Все вышеупомянутые примеры относятся к утверждениям, которые поступали до того, пока она не вышла замуж за другого.

Если женщина вышла замуж за другого и её бывший муж утверждает, что возвращал её до завершения идды, то принимают его утверждение при условии наличия свидетелей, которые подтвердят его утверждение полностью. В этом случае она остаётся женой первого мужа, даже если у неё была половая близость со вторым мужем. Если у него нет свидетелей, то его иск остается недоказанным, и он имеет право требовать у неё клятву.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (وإذا ادعى والعدة منقضية) جملة حالية (رجعة فيها فأنكرت فإن اتفقا على وقت الانقضاء كيوم الجمعة وقال راجعتك يوم الخميس) مثلا (فقالت بل السبت) مثلا (صدقت بيمينها) أنها لا تعلم أنه راجعها فيه …(أو) اتفقا (على وقت الرجعة) كيوم الجمعة (وقالت انقضت الخميس وقال بل) انقضت (السبت صدق بيمينه) أنها ما انقضت يوم الخميس …(فإن تنازعا في السبق بلا اتفاق) على أحد ذينك (فالأصح ترجيح سبق الدعوى) لاستقرار الحكم بقول السابق …هذا كله إذا لم تنكح وإلا فإن أقام بينة بالرجعة قبل الانقضاء فهي زوجته وإن وطئها الثاني ولها عليه بوطئه مهر مثل فإن لم يقمها فله تحليفها وإن لم يقبل إقرارها له على الثاني ولا تسمع دعواه عليه على الأوجه لأن الزوجة من حيث هي زوجة ولو أمة لا تدخل تحت اليد …(ومتى ادعاها والعدة باقية) جملة حالية أيضا (صدق) لقدرته على إنشائها أما بعد العدة وقد أنكرتها من أصلها فهي المصدقة إجماعا..
عبارة حاشية الشرواني: ..(قول المتن ومتى ادعاها) أي الرجعة وأنكرت والعدة باقية باتفاقهما نهاية ومغني...
__
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 8, с. 155.
•————•✿❁✿•————•
©Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .