ОТВЕТ:
قال الإمام البجيرمي في حاشيته على الإقناع المسمى "بتحفة الحبيب":
Имам Сулейман аль-Бужайрами в своей книге «Тухфат аль-Хабиб» пишет:
"ﻭﻳﺤﻞ ﺗﺴﻤﻴﺪ اﻷﺭﺽ ﺑﺎﻟﺰﺑﻞ ... ﻭﻟﻮ ﻣﻦ ﻣﻐﻠﻆ ﻣﻊ اﻟﻜﺮاﻫﺔ..." اه.
(٢\٢٦٢)
«Дозволено удобрять землю навозом и пометом, даже свиным и собачьим… Однако это нежелательно (макрух)»
[См.: Тухфат аль-Хабиб, т. 2, с. 262].
قال عبد الرحمن الشربيني في حاشيته على الغرر البهية:
Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет следующее:
"ﺇﺫا ﻭﺟﺪﺕ اﻟﺤﺎﺟﺔ اﻟﻘﺮﻳﺒﺔ ﻣﻦ اﻟﻀﺮﻭﺭﺓ ﺯاﻟﺖ اﻟﻜﺮاﻫﺔ …" اه.
(٢\٤٣)
«Если есть острая нужда, близкая к необходимости, то нежелательность [использование навоза для удобрения] отпадает»
[См.: Хашият Абдуррахмана аш-Ширбини, т. 2, с. 43].
و قال ابن حجر الهيتمي في"تحفة المحتاج":
Также ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет:
"ﻻ ﺯﺭﻉ ﻭﺛﻤﺮ ﺳﻘﻲ ﺃﻭ ﺭﺑﻲ ﺑﻨﺠﺲ ﺑﻞ ﻳﺤﻞ اﺗﻔﺎﻗﺎ ﻭﻻ ﻛﺮاﻫﺔ ﻓﻴﻪ ﻟﻌﺪﻡ ﻇﻬﻮﺭ ﺃﺛﺮ اﻟﻨﺠﺲ ﻓﻴﻪ،
ﻭﻣﻨﻪ ﺃﺧﺬ ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﻇﻬﺮ ﺭﻳﺤﻪ ﺃﻱ ﻣﺜﻼ ﻓﻴﻪ ﻛﺮه" اه.
(٣٨٦/٩)
«Нет запрета на употребление злаков, овощей и плодов, выращенных с использованием удобрений из нечистот, так как в плодах не проявляется запах, цвет и вкус использованного удобрения.
Из этого следует, что если в продукте проявится, например, запах нечистоты, то нежелательно (макрух) этот продукт употреблять»
[См.: Тухфат аль-Мухтаж, т. 9, с. 386].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Из вышеприведенных источников следует, что нежелательно удобрять землю навозом без особой нужды. А если же удобрение необходимо для всхожести посева, то нежелательность исключается.
• Дозволено употреблять удобренный продукт, даже несмотря на нежелательность этой процедуры, если только в нем не проявляются свойства использованной нечистоты.
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
© Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
При перепубликации ссылка на канал Телеграм обязательна.