УДОБРЕНИЕ НАВОЗОМ

Вопрос: 
Можно ли по Исламу удобрять землю навозом и есть фрукты или овощи, взращённые на подобной земле?

ОТВЕТ:

قال الإمام  البجيرمي في حاشيته على الإقناع المسمى "بتحفة الحبيب":

Имам Сулейман аль-Бужайрами в своей книге «Тухфат аль-Хабиб» пишет:

"ﻭﻳﺤﻞ ﺗﺴﻤﻴﺪ اﻷﺭﺽ ﺑﺎﻟﺰﺑﻞ ... ﻭﻟﻮ ﻣﻦ ﻣﻐﻠﻆ ﻣﻊ اﻟﻜﺮاﻫﺔ..." اه.

(٢\٢٦٢)

«Дозволено удобрять землю навозом и пометом, даже свиным и собачьим… Однако это нежелательно (макрух)»

[См.: Тухфат аль-Хабиб, т. 2, с. 262].

قال عبد الرحمن الشربيني في حاشيته على الغرر البهية:

Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет следующее:

"ﺇﺫا ﻭﺟﺪﺕ اﻟﺤﺎﺟﺔ اﻟﻘﺮﻳﺒﺔ ﻣﻦ اﻟﻀﺮﻭﺭﺓ ﺯاﻟﺖ اﻟﻜﺮاﻫﺔ …" اه.

(٢\٤٣)

«Если есть острая нужда, близкая к необходимости, то нежелательность [использование навоза для удобрения] отпадает»

[См.: Хашият Абдуррахмана аш-Ширбини, т. 2, с. 43].

و قال ابن حجر الهيتمي في"تحفة المحتاج":

Также ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет:

"ﻻ ﺯﺭﻉ ﻭﺛﻤﺮ ﺳﻘﻲ ﺃﻭ ﺭﺑﻲ ﺑﻨﺠﺲ ﺑﻞ ﻳﺤﻞ اﺗﻔﺎﻗﺎ ﻭﻻ ﻛﺮاﻫﺔ ﻓﻴﻪ ﻟﻌﺪﻡ ﻇﻬﻮﺭ ﺃﺛﺮ اﻟﻨﺠﺲ ﻓﻴﻪ،
ﻭﻣﻨﻪ ﺃﺧﺬ ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﻇﻬﺮ ﺭﻳﺤﻪ ﺃﻱ ﻣﺜﻼ ﻓﻴﻪ ﻛﺮه" اه.

(٣٨٦/٩)

«Нет запрета на употребление злаков, овощей и плодов, выращенных с использованием удобрений из нечистот, так как в плодах не проявляется запах, цвет и вкус использованного удобрения.

Из этого следует, что если в продукте проявится, например, запах нечистоты, то нежелательно (макрух) этот продукт употреблять»

[См.: Тухфат аль-Мухтаж, т. 9, с. 386].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышеприведенных источников следует, что нежелательно удобрять землю навозом без особой нужды. А если же удобрение необходимо для всхожести посева, то нежелательность исключается.

• Дозволено употреблять удобренный продукт, даже несмотря на нежелательность этой процедуры, если только в нем не проявляются свойства использованной нечистоты.

      •┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: [email protected]  
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag  
При перепубликации ссылка на канал Телеграм обязательна.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .