Требование разницы в цене за изъян в товаре

Вопрос: 
Имеет ли право покупатель требовать у продавца разницу в цене из-за недостатка в товаре, обнаруженного после покупки?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Покупатель при обнаружении в купленном товаре изъяна, бывшего в нем до приобретения, не имеет права требовать у продавца разницу за недостаток, оставив товар себе, также и продавцу в подобной ситуации не дозволено отказывать в возврате товара, ограничившись возмещением разницы в цене за этот недостаток.

Стороны имеют право прийти к соглашению о возмещении разницы стоимости из-за обнаруженного брака без возврата товара. Однако относительно того, имеет ли данное соглашение шариатскую силу или нет, есть два мнения ученых, наиболее аргументированное из которых гласит, что данное соглашение шариатской силы не имеет.

Учитывая, что возврат товара при обнаружении прежнего недостатка должен осуществляться безотлагательно, возникает вопрос, теряет ли покупатель право на возврат товара по причине того, что он был занят процессом соглашения.

На это ученые-богословы дают следующий ответ: если покупатель знал о том, что данное соглашение не имеет шариатской силы, он теряет право на расторжение сделки купли-продажи, а если он об этом не знал, право на расторжение сохраняется за ним.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة روضة الطالبين: ليس لمن له الرد، أن يمسك المبيع ويطالب بالأرش، وليس للبائع أن يمنعه من الرد، ويدفع الأرش. فلو رضيا بترك الرد على جزء من الثمن، أو مال آخر، ففي صحة هذه المصالحة وجهان، أصحهما: المنع، فيجب على المشتري رد ما أخذ. وهل يبطل حقه من الرد؟ وجهان. أصحهما: لا،والوجهان إذا ظن صحة المصالحة. فإن علم بطلانها، بطل حقه قطعا.[¹]
عبارة حاشية الشرواني: (رده) أي المشتري المبيع ولو صالحه البائع بالأرش أو غيره عن الرد لم يصح؛ لأنه خيار فسخ فأشبه خيار التروي في كونه غير متقوم ولم يسقط الرد لأنه إنما سقط بعوض ولم يسلم إلا إن علم بطلان المصالحة فيسقط الرد لتقصيره وليس لمن له الرد إمساك المبيع وطلب الأرش ولا للبائع منعه من الرد ودفع الأرش.[²]
_____
[¹] См.: Равдат ат-талибин, т. 3, с. 480.
[²] См.: Хашия аш-Ширвани, т. 4, с. 365.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .