Свобода воли человека

Вопрос: 
Имеет ли человек свободу выбора в совершаемых им поступках? И есть ли несовместимость между предопределением и свободой выбора?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Мусульмане имеют убежденность в том, что все в этом мире происходит по воле, могуществу и предопределению Всевышнего Творца. Он является Единственным Творцом всего сущего и всех действий. Все, что мы совершаем, создает и творит Всевышний Аллаh. Он предопределяет все, и Ему присуще всеведение.  Но Его всеведение о том, какие поступки мы будем совершать, и предопределенность наших действий не противоречат тому, что все поступки, которые совершаются нами, совершаются по нашему выбору. 

Желание и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением и Его предопределением. Наличие свободы воли определяет ответственность людей за свои действия.

Каждый человек имеет волю и способность совершать свои действия и полностью несет ответственность за них, но при этом он не является творцом своих действий. Творцом всего является Всевышний. Самого наличия силы воли и способности у человека достаточно для того, чтобы называть его совершающим действия и имеющим свободу воли.
Каждый из нас чувствует в себе свободу воли в наших действиях, ибо мы поступаем по нашему желанию и воле, хотя мы и не создаем наши деяния, но мы выбираем и совершаем их. 

Объясняется это тем, что наши желания и выбор опережают наши действия, и ответственность человека привязана к его выбору и желанию. Именно поэтому действия приписываются человеку, а создает их Аллаh. И то, что не человек сам создает свои действия, а Всевышний, не освобождает его от ответственности за свои действия, так как Всевышний создает действия в соответствии с выбором человека.

Надо отметить, что некоторые действия человека происходят без его воли, силы и способности. К таким действиям можно отнести рождение человека, болезнь, смерть, которые происходят вопреки его воле и выбору. За подобные действия человек не несет ответственности, поскольку он не имеет в этих действиях никакого выбора, и лишь Аллаh осуществляет их без воли раба. Аллаh не наказывает и не вознаграждает своего раба за подобные действия.

За другие произвольные волевые осознанные действия человека, которые совершаются им по своему выбору и за которые он несет ответственность, Аллаh вознаграждает или наказывает его. Проявление человеком воли с наличием способности на совершения действий называется касбом. То есть касб – это воля человека на совершение действий или привязывание способности раба к объекту действия. При касбе человек реализует свое желание совершать действия, и поэтому действия приписывают рабу с той стороны, что он их выбирает и совершает, а Аллаhу с той стороны, что он их осуществляет и создает. 

Многие люди имеют ошибочное представление о предопределении судьбы и воли человека и тем самым могут оправдывать свои греховные деяния фатализмом. Убеждение в безвыборности и принужденности раба в своих действиях и, как следствие, отсутствие всякой ответственности и каких-либо обязательств для него считается неверием (куфр), как и убежденность в том, что человек обладает абсолютной свободой выбора и имеет способность осуществлять действия и, следовательно, творит свои деяния сам, является нововведением и нечестием (фиск). 

Правильным же убеждением в этом вопросе является то, что человек исполняет и совершает свои действия по воле и способности, созданной в нем Всевышним и имеет причастность к своим действиям, которые создает Аллаh в момент их выбора и совершения человеком. 

Также важно отметить, что зависимость воли человека от Божественной воли не называется принуждением раба к выбору действия или его совершению, поскольку в момент выбора и совершения действия присутствует элемент свободы воли человека, и каждый человек чувствует это в себе.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة شرح الصاوي على جوهرة التوحيد: وأهل السنة يقولون: العبد له فعل اضطراري: كسقوط من جبل، وكحركة المرتعش، وهذا الفعل لا تكليف فيه قطعا؛ لأنه فعل الله اتفاقا، ومن ذلك الإكراه. فعل الله أيضا لكن باعتبار الإيجاد، وينسب للعبد باعتبار الكسب، وهو تعلّق قدرة العبد وإرادته بالفعل، فمن عظيم قدرته تعالى إيجاد الفعل عند قدرة العبد لا بقدرته وإرادته.[¹]
عبارة حاشية الباجوري: مذهب أهل السنة والجماعة: أن للعبد في أعماله الاختيارية كسبا، وأنه ليس له إلا ذلك الكسب. فليس هو مجبورا عليها كما يقول الجبرية وليس هو خالقا لها كما يقول المعتزلة ...إلى أن قال رحمه الله: فإن قيل: قد قام البرهان على وجوب استقلاله تعالى بالأفعال، والمقدور الواحد لا يدخل تحت قدرتين كما يستلزمه إثباتكم للعبد كسبا؟ أجيب بأن المقدور الواحد يدخل تحت قدرتين بجهتين مختلفتين، فيدخل تحت قدرة الله تعالى بجهة الخلق والايجاد والإمداد و تحت قدرة العبد في جهة الكسب، إذ العبد محل لظهور قدرة الله تعالى.[²]
______
[¹] См.: Шарх ас-Сави аля Джавхара ат-тавхид, с.  240-241.
[²] См.: Хашия аль-Баджури, с. 175-176.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .