Ответственность врача

Вопрос: 
Несёт ли ответственность врач за вред, причинённый больному из-за неправильного лечения?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

В хадисе Пророка, мир ему и благословение, сказано: «Тот, кто занимается лечением, не имея соответствующих медицинских знаний, несёт ответственность за последствия своего лечения». (Абу Давуд, ат-Тирмизи и др.).

Следовательно, человек, который не имеет полноценного медицинского образования и опыта, не имеет права заниматься лечением больных. Такой человек несёт полную ответственность за жизнь и здоровье своих пациентов.

Если же человек, имеющий полноценное медицинское образование и опыт, проведёт правильное лечение больного без врачебных ошибок, но тем не менее здоровью пациента будет нанесён вред, то врач не несёт ответственности. Если же врач допустил серьёзную ошибку в лечении больного, и он от этого пострадал, то врач несёт ответственность, даже если он профессионал.

Профессионализм, образованность и опыт врача устанавливается свидетельством двух признанных, профессиональных врачей или же всеобщей популярностью этого врача ввиду его профессионализма.

Однако если два специалиста засвидетельствуют, что другой специалист этой же области допустил ошибку в лечении больного, то он несёт ответственность за последствия.

Примечание:

Если специалист в области народной медицины проведёт больному лечение посредством хиджамы или кровопускания после официального разрешения от самого больного или ответственного за него лица, то он тоже не несёт ответственности за последствие данного лечения.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع نهاية المحتاج ومع حاشية الشبراملسي: (ومن) عالج كأن (حجم أو فصد بإذن) ممن يعتبر إذنه فأفضى إلى تلف (لم يضمن) وإلا لم يفعله أحد ولو أخطأ الطبيب في المعالجة وحصل منه التلف وجبت الدية على عاقلته وكذا من تطبب بغير علم كما قاله في الأنوار لخبر: {من تطبب ولم يعرف الطب فهو ضامن} رواه أبو داود والترمذي وابن ماجه .
(قوله: لم يضمن) أي إذا كان عارفا كما يؤخذ من قوله بعد وكذا من تطبب إلخ وظاهره ولو كان كافرا لعدم تقصيره بالمعالجة ولا يلزم من جواز معالجته وعدم ضمانه قبول خبره .(قوله: ولو أخطأ الطبيب في المعالجة) والعلم بخطئه يكون بإخباره أو بشهادة عارفين بالطب أن ما داوى به لا يناسب هذا المرض .(قوله وكذا) أي تجب الدية على عاقلته وقوله من تطبب أي ادعى الطب وقوله بغير علم ويعلم كونه عارفا بالطب بشهادة عدلين عالمين بالطب بمعرفته وينبغي الاكتفاء باشتهاره بالمعرفة بذلك لكثرة حصول الشفاء بمعالجته.
________
См.: Нихаят аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Шабрамаллиси), т. 8, с. 35.
•————•✿❁✿•————•
©Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .