Отрицание единогласного решения ученых

Вопрос: 
Каково положение того, кто отрицает шариатское решение, основанное на единогласном мнении исламских ученых (аль-иджма’)?

 

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Единогласие исламских ученых - консенсус (“аль-иджма’ “) является третьей исламской законодательной основой (масдару ташри’), и все шариатские решения, основанные на этом источнике, являются исламскими шариатскими решениями, которые должны соблюдать все мусульмане.

Если этот консенсус является категоричным (кат’ий) и шариатское решение, основанное на этом консенсусе является очевидным вопросом религии (зарурий), то есть общеизвестным положением, в котором сведущи как ученые, так и рядовые мусульмане, даже несмотря на то, что этот консенсус не цитируется ни в Коране, ни в хадисах Пророка ﷺ он становится базисом религии, который нельзя отрицать.

Соответственно, если кто-то отрицает такое решение, разрешая то, запрет чего общеизвестен и принят единогласно, например, запретность прелюбодеяния или употребление вина, или запрещая то, дозволенность чего общеизвестна и единогласно принята, например дозволенность торговли, брака, или отрицая обязательность того, что единогласно и общеизвестно является обязательным (фард), например, отрицание даже одного сужуда (земного поклона) из пяти намазов, или считая обязательным то, что необязательно по единогласному мнению и общеизвестно, например, утверждая обязательность шестого намаза, то человек выходит из религии и становится вероотступником при условии, что данное отрицание или утверждение, которое приводит к отвержению религии Мухаммада ﷺ , не имеет никого оправдания, как например: отрицающий или утверждающий никак не мог знать об этом, ввиду того, что находился вдали от ученых или являлся новообращённым мусульманином, не осведомлённым в подобных вопросах религии, или отрицающий или утверждающий не использовал однозначно недействительную интерпретацию, или сам консенсус не являлся категоричным, а предположительным (занний).

Примечание:

Выдающийся ученый шафиитского мазхаба Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллаh, относительно вопроса такфира даёт следующее наставление: «Выносящему фатву (богословское решение) подобает быть бдительным и осторожным по мере возможности в вынесении куфра из-за большого риска, особенно относительно рядовых мусульман, которые в большинстве случаев непреднамеренно совершают подобное». Такова была позиция ранних и поздних (шафиитских-ашаритских) имамов относительно этого вопроса в отличие от богословов ханафитского толка.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (فمن )… (حلل محرما بالإجماع) وعلم تحريمه من الدين بالضرورة ولم يجز أن يخفى عليه (كالزنا) واللواط وشرب الخمر والمكس، و سبب التكفير بهذا كالآتي سواء في ذلك ما فيه نص وما لا نص فيه: أن إنكار ما ثبت ضرورة أنه من دين محمد صلى الله عليه وسلم فيه تكذيب له صلى الله عليه وسلم.(وعكسه) أي: حرم حلالا مجمعا عليه وإن كره كذلك، كالبيع والنكاح. (أو نفى وجوب مجمع عليه) معلوما كذلك، كسجدة من الخمس (أو عكسه) أي: أوجب مجمعا على عدم وجوبه معلوما كذلك، كصلاة سادسة، …أما ما لا يعرفه إلا الخواص ، كاستحقاق بنت الابن السدس مع بنت الصلب،…وما لمنكره أو لمثبته تأويل غير قطعي البطلان كما مر في النكاح أو بعد عن العلماء بحيث يخفى عليه ذلك …فلا كفر بجحده لأنه ليس فيه تكذيب .تنبيه: ينبغي للمفتي أن يحتاط في التكفير ما أمكنه؛ لعظيم خطره و غلبة عدم قصده سيما من العوام، وما زال أئمتنا على ذلك قديما و حديثا، بخلاف أئمة الحنفية فإنهم توسعوا بالحكم بمكفرات كثيرة مع قبولها التأويل، بل مع تبادره منه.
_
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 9, с. 184-186.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .