ОТКРЫТИЕ КАФЕ И РЕСТОРАНОВ ДНЕМ В РАМАДАН

Вопрос: 
Фетва № 1 «Дозволено ли открывать рестораны, кафе и другие учреждения общепита в дневное время суток месяца Рамадан?»

Вопрос:
«Дозволено ли открывать рестораны, кафе и другие учреждения общепита в дневное время суток месяца Рамадан?»
Ответ:
«Соблюдение поста в месяце Рамадан – четвертый столп Ислама. Всевышний разрешил не поститься лишь тому, у кого есть уважительная причина, и то до тех пор, пока причина не будет устранена. Однако пропустивший пост обязан возместить его до наступления следующего Рамадана. 
Всевышний, в Коране говорит:  
‎(فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ. البقرة: 185)
Смысл: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает затруднения. Он желает, чтобы вы довели до определенного количества число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны». (сура аль-Бакара, 185).
Пророк (да благословение Его Аллах и приветствует), предостерегает от проявления небрежности в отношении соблюдения поста и говорит в хадисе, переданном Тирмизи в его «Сахихе» от Абу Давуда, ан-Нисаи и Ибн Хузайма следующее: «Тот, кто, будучи не больным или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет поститься всю свою жизнь непрерывно».
Предостережение Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) не ограничивается лишь несоблюдением поста, оно распространяется также и на содействие в нарушении другим человеком поста, то есть на предоставление пищи в дневное время месяца Рамадан другому человеку, будь тот мусульманин или неверный.  Тот, кто содействует в несоблюдении поста другим человеком без уважительной причины, рассматривается шариатом как его соучастник в грехе. Любой поступок, который приводит к запретному, также является запретным.
Ибну Хаджар в своей книге «Тухфатуль Мухтаж» пишет:
‎ﻭمن المنهي عنه ﺑﻴﻊ) ﻧﺤﻮ اﻟﺮﻃﺐ ﻭاﻟﻌﻨﺐ ﻟﻌﺎﺻﺮ اﻟﺨﻤﺮ ﺃﻱ ﻟﻤﻦ ﻳﻈﻦ ﻣﻨﻪ ﻋﺼﺮﻩ ﺧﻤﺮا ﺃﻭ ﻣﺴﻜﺮا
«Так же запрещается продавать свежие финики и виноград виноделу, если есть предположение, что покупатель приготовит из него вино или другой опьяняющий напиток».         
АбдульХамид аш-Ширвани в своем дополнении на «Тухфатуль Мухтадж», комментируя слова Ибн Хаджара, пишет:
‎(ﻗﻮﻟﻪ: ﻭﻣﺜﻞ ﺫﻟﻚ ﺇﻟﺦ) ﻭﻣﺜﻞ ﺫﻟﻚ ﺇﻃﻌﺎﻡ ﻣﺴﻠﻢ ﻣﻜﻠﻒ ﻛﺎﻓﺮا ﻣﻜﻠﻔﺎ ﻓﻲ ﻧﻬﺎﺭ ﺭﻣﻀﺎﻥ ﻭﻛﺬا ﺑﻴﻌﻪ ﻃﻌﺎﻣﺎ ﻣﺎ ﻋﻠﻢ ﺃﻭ ﻇﻦ ﺃﻧﻪ ﻳﺄﻛﻠﻪ ﻧﻬﺎﺭا ﻛﻤﺎ ﺃﻓﺘﻰ ﺑﻪ ﺷﻴﺨﻨﺎ اﻟﺸﻬﺎﺏ اﻟﺮﻣﻠﻲ - ﺭﺣﻤﻪ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ - ﻷﻥ ﻛﻼ ﻣﻦ ﺫﻟﻚ ﺗﺴﺒﺐ ﻓﻲ اﻟﻤﻌﺼﻴﺔ ﻭﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻴﻬﺎ ﺑﻨﺎء ﻋﻠﻰ ﺗﻜﻠﻴﻒ اﻟﻜﻔﺎﺭ ﺑﻔﺮﻭﻉ اﻟﺸﺮﻳﻌﺔ ﻭﻫﻮ اﻟﺮاﺟﺢ اه.
«…мусульманину запрещено в дневное время месяца Рамадан угощать также и неверного, достигшего шариатского совершеннолетия. Запрещено продавать ему еду, зная или предполагая, что он будет принимать ее днем, согласно фетве, которую вынес наш шейх великий учёный аш-Шихабу ар-Рамали, да смилостивится над ним Аллах, поскольку в этом есть содействие в совершении греха, учитывая, что, согласно сильному мнению, обязанность соблюдения второстепенных норм шариата возлагаются также и на неверных».
Большинство ученых ахлю-сунна едины во мнении относительно того, что обязанность соблюдения второстепенных норм шариата возлагаются и на неверных. Авторитетный ученый ханбалитского мазхаба Ибну Наджар аль-Футухий в своей книге «Шарх аль-Кавкаб» пишет:
‎والكفار مخاطبون بالفروع -أي بفروع الإسلام- كالصلاة والزكاة والصوم ونحوها. عند الإمام أحمد والشافعي والأشعرية وأبي بكر الرازي والكرخى وظاهر مذهب مالك فيما حكاه القاضي عبد الوهاب وأبو الوليد الباجي اه.
Смысл: «…согласно мнению имама Ахмада, имама Шафии, ученых-ашаритов Абу Бакра ар-Рази, аль-Кархи и сильному мнению мазхаба Малика, которое передают аль-Кади Абдуль-Ваххаб и Абуль Валид аль-Баджи, обязанность соблюдения второстепенных норм шариата, таких как намаз, пост, закят и других, возлагается и на неверных».
Ибну Абидин в своем хашияте пишет:
‎...ﻭاﻷﺻﺢ ﺧﻄﺎﺑﻬﻢ ﻭﻋﻠﻴﻪ ﻓﻴﻜﻮﻥ ﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺼﻴﺔ، ﻓﻼ ﻓﺮﻕ ﺑﻴﻦ اﻟﻤﺴﻠﻢ ﻭاﻟﻜﺎﻓﺮ ﻓﻲ ﺑﻴﻊ اﻟﻌﺼﻴﺮ ﻣﻨﻬﻤﺎ ﻓﺘﺪﺑﺮ اﻩـ
«…согласно достоверному мнению (асах), на неверных возлагается обязанность соблюдения второстепенных норм Шариата. Из этого следует, что продажа винограда кому-либо, если есть уверенность или предположение, что покупатель приготовит из него вино, означает содействие греху. В вопросе о продаже сока (винограда) нет разницы, кому продавать - мусульманину или неверному, т.е. запрещается продавать и первому, и второму.
Из вышесказанного следует, что нельзя в дневное время месяца Рамадан угощать как мусульманина, так и немусульманина, если вы полагаете или знаете, что у него нет причины, которая дозволяла бы ему отпускать пост. А если же вы сомневаетесь в этом, то вам нежелательно его угощать, пока вы не узнаете, что у него есть уважительная причина. А если же вы знаете, что у него есть причина, по которой дозволяется ему отпускать пост, то вам разрешено его угощать, даже если сами поститесь»
Отдел Фетв Муфтията РД.

 

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .