Долг перед всевышним и долг перед людьми

Вопрос: 
Каким долгам отдается предпочтение, если человек оставил после смерти долги перед Всевышним и долги перед людьми?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до судного дня. А затем..

Если человек оставит после смерти долги перед Всевышним, такие как закят, хадж, кафарат, назр (обет) и долги перед людьми, и его имущества не хватает на возмещение всех долгов, предпочтение отдается закяту и другим вышеупомянутым долгам перед Всевышним, даже если долги перед людьми предшествовали долгам перед Всевышним.

Если имущества не хватает на возмещение всех долгов перед Всевышним, то его разделяют соразмерно доле каждого долга, и при этом если доли, выделенной для хаджа, не достаточно на его совершение и невозможно найти человека, который бы согласился за эту сумму совершить хадж за покойного, то эти средства полностью разделяются между остальными долгами перед Всевышним.

Доводом к вышесказанному богословы приводят хадис Пророка ﷺ , переданный от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh. Он рассказал, что к Пророку ﷺ пришла некая женщина и сказала: «О Посланник Аллаhа, моя мать умерла, не возместив посты одного месяца. Могу ли я поститься за нее?» Он спросил: «Если бы на твоей матери был долг, стала бы ты выплачивать его?» Женщина ответила: «Да». Пророк ﷺ сказал: «Долг перед Всевышним еще более заслуживает того, чтобы его выплатили».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ولو اجتمع زكاة) أو حج أو كفارة أو نذر (ودين آدمي في تركة) وضاقت عنهما (قدمت) الزكاة أو نحوها مما ذكر وإن سبق تعلق غيرها عليها للخبر الصحيح «فدين الله أحق بالقضاء».[¹]
وفي صحيح مسلم: عن ابن عباس رضي الله عنهما، أن امرأة أتت رسول الله ﷺ فقالت: إن أمي ماتت وعليها صوم شهر، فقال: «أرأيت لو كان عليها دين أكنت تقضينه؟» قالت: نعم، قال: «فدين الله أحق بالقضاء».[²]
عبارة حاشية البجيرمي على الخطيب:.. وبعد ذلك يوزع المال الموجود على قدرهما بالنسبة؛ فإذا كان قدر الزكاة خمسة والحج أجرته عشرة فالمجموع خمسة عشر فالزكاة ثلث فيخصها الثلث والحج الثلثان.[³]
__________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 338.
[²] См.: Хашия аль-буджайрамиаля аль-Хатыб, т. 3, с. 10.
[³] См.: Сахих Муслим, №1148.
•————•✿❁✿•————•
©Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .