Проводите соболезнования по Сунне

Дорогие имамы, уважаемые джамааты!

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мы все знаем, что соболезнование – тазият – является сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), а сунна – это следование за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) во всех делах. Давайте же подумаем, соответствует ли форма тазията, которое мы совершаем, тому, что совершал Пророк (мир ему и благословение). В наше время учёные богословы замечают порой много порицаемых и греховных действий, допускаемых в местах соболезнования как мужчинами, так и женщинами. Например, мужчины, забыв о умершем, отвлекаются на разные бесполезные и греховные разговоры, в которых идёт активное обсуждение или осуждение братьев и сестёр по вере, обмен мнениями о политических событиях или выборах. Это умножение горечи и печали семьи усопшего вместо успокоения и внушения им терпения, а также прибавление хлопот и забот для страдальцев по приёму и уходу за многочисленными гостями и т. д.

Что касается неприемлемого поведения женщин во время соболезнования, то замечаний очень много: плюс к перечисленным выше действиям это и плач по покойному с воплями, криками и запретными словами, и появление в неподобающем виде перед чужими мужчинами, объятия совершенно чужих мужчин и женщин друг с другом во время выражения соболезнования, а также выход женщин из дома в дорогу без сопровождения близких мужчин и пр.

Анализируя все эти факты, становится очевидным, что грехи запретных действий на тазияте превышают само вознаграждение за него. Смысл тазията с точки зрения Шариата – внушение смиренного терпения страдающим близким в постигшем горе и оказание им моральной поддержки. Поэтому сунна соболезнования считается выполненной при высказывании слов сочувствия родственникам умершего, независимо от места их встречи, а также передача слов соболезнования через других лиц, в письме, смс, по телефону.

Сунна тазията, как и другие сунны Пророка (мир ему и благословение), является важной, однако игнорирование более важных сунн, а порой и фарзов и принятие «тазията» за обязанность некоторыми мусульманами является неправильным. Нарушение своих функциональных обязанностей, с точки зрения религии, по причине присутствия на соболезновании Ислам не допускает. Нам нельзя возмущаться, мол, почему прежние алимы не говорили такое?! Ведь проблема, с которой мы сегодня столкнулись, возникла из-за того, что мы не только не соблюдаем установки прежних алимов, но и, добавляя от себя или изменяя сказанное ими, меняем форму сунны Пророка (мир ему и благословение) до такой степени, что от неё остаётся только название, а содержание становится порицаемым или греховным. Поэтому нам необходимо вернуться к той форме исполнения сунны Пророка (мир ему и благословение), которой нас учили истинные носители знаний Пророка (мир ему и благословение).

Для того чтобы человек мог находиться или сидеть на тазияте, учёные Ислама выдвинули несколько условий:

1. Отсутствие порицаемых или запрещённых Исламом действий в местах тазията.

2. Не побуждать родственников покойного вновь и вновь горевать об умершем.

3. Не становиться обузой для родных покойного, вынуждая их предоставлять еду, ночлег или транспорт.

4. Оплакивать умершего без громкого плача и криков.

5. Не оставаться слишком долго на тазияте, вызывая неудобство или смущение окружающих.

6. Не создавать проблем на работе себе и другим из-за поездки на соболезнование. Например, врач, учитель, наёмный рабочий и др.

Так давайте же подумаем, дорогие мусульмане, соблюдаются ли эти условия в наше время в местах тазията? Как говорится, избежание пагубного приоритетнее привлечения полезного, поэтому очень важно, чтобы алимы и джамааты постарались уподобить форму проведения нами тазията форме, которая была принята во времена Пророка (мир ему и благословение).

Да представит Аллах каждому из нас истину истиной, а ложь – ложью!

Пресс-служба ДУМД

Подписывайтесь на наш канал Telegram .