Азкары и дуа после намаза

 

ВОПРОС:

Является ли желательным читать азкары после молитвы вслух? И можно ли их читать, если в мечети есть молящиеся люди?

ОТВЕТ: 

Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:

  ﻭﻳﺴﻦ اﻹﺳﺮاﺭ ﺑﻬﻤﺎ ﺇﻻ ﻹﻣﺎﻡ ﻳﺮﻳﺪ اﻟﺘﻌﻠﻴﻢ  

«Является желательным читать их (зикр и дуа) шепотом, кроме имама, который

желает обучить других».

См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 2, стр. 104 

Комментируя слова Ибн Хаджара, Аш-Ширвани говорит:

ﻗﻮﻟﻪ (ﺇﻻ ﻹﻣﺎﻡ ﻳﺮﻳﺪ اﻟﺘﻌﻠﻴﻢ) ﺃﻱ ﺗﻌﻠﻴﻢ اﻟﻤﺄﻣﻮﻣﻴﻦ ﻓﻴﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﻓﺈﺫا ﺗﻌﻠﻤﻮا ﺃﺳﺮ

«Является желательным читать азкары и дуа (вне зависимости, пришли они от

Пророка или нет, даже если это мольбы о мирском) шепотом, кроме имама, который желает обучить этим азкарам (и дуа) ма’мумов и не только. Когда ма’мумы выучат их, имам тоже будет читать тихо».

См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 2, стр. 104  

Известный ученый мазхаба Аш-Шафии, Аль-Малибари в книге «Фатх аль-муин»

пишет:

  ﻗﺎﻝ ﺷﻴﺨﻨﺎ: ﺃﻣﺎ اﻟﻤﺒﺎﻟﻐﺔ ﻓﻲ اﻟﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺴﺠﺪ ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺤﺼﻞ ﺗﺸﻮﻳﺶ ﻋﻠﻰ ﻣﺼﻞ ﻓﻴﻨﺒﻐﻲ ﺣﺮﻣﺘﻬﺎ

«Наш шейх Ибн Хаджар Аль-Хайтами сказал: «Читать их громко, если это мешает тому, кто совершает намаз, следует считать запретным (харам)».

См.: «Фатх аль-муин» стр.128

Ибн Хаджара Аль-Хайтами спросили:

 (ﻭﺳﺌﻞ) - ﻧﻔﻊ اﻟﻠﻪ ﺑﻪ - ﻫﻞ اﻷﻭﻟﻰ ﻗﺮاءﺓ اﻷﺫﻛﺎﺭ ﻭاﻷﺩﻋﻴﺔ ﺳﺮا؟ ﻭﻛﻴﻒ ﻛﺎﻧﺖ ﻗﺮاءﺗﻪ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ -؟

 ﻭﺇﺫا ﺟﻬﺮ ﺑﻬﺎ ﻓﻲ ﻣﺴﺠﺪ ﻭﺛﻢ ﻣﺼﻠﻮﻥ ﻳﺸﻮﺵ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﻫﻞ ﻳﻤﻨﻊ ﺃﻡ ﻻ؟

«Как лучше читать азкары и дуа: тихо или вслух? Как их читал Пророк?

Запретно  ли читать их вслух в мечети, если это мешает тому, кто совершает

намаз?»

 Он в своей книге «Фатава аль-кубра» ответил:

 ﻓﺄﺟﺎﺏ ﺑﻘﻮﻟﻪ: اﻟﺴﻨﺔ ﻓﻲ ﺃﻛﺜﺮ اﻷﺩﻋﻴﺔ ﻭاﻷﺫﻛﺎﺭ اﻹﺳﺮاﺭ ﺇﻻ ﻟﻤﻘﺘﺾ،   

«Большинство азкаров и дуа желательно читать шепотом, если только нет

необходимости читать их вслух».

ﻭﻋﺒﺎﺭﺓ ﺷﺮﺣﻲ ﻟﻠﻌﺒﺎﺏ ﻣﻊ ﻣﺘﻨﻪ

 ﻭﻳﺴﻦ اﻟﺪﻋﺎء ﻭاﻟﺬﻛﺮ ﺳﺮا، ﻭﻳﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﺑﻌﺪ اﻟﺴﻼﻡ اﻹﻣﺎﻡ ﻟﺘﻌﻠﻴﻢ اﻟﻤﺄﻣﻮﻣﻴﻦ، ﻓﺈﺫا ﺗﻌﻠﻤﻮا ﺃﺳﺮﻭا

В своей книге «Шарх аль-убаб» Ибн Хаджар Аль-Хайтами говорит: «Является желательным читать дуа и азкары тихо. Имам будет читать их громко, после саляма, чтобы обучить ма’мумов. Когда же ма’мумы выучат их, то он будет читать шепотом».   

Далее Ибн Хаджар пишет:

  ﻭاﻟﺠﻬﺮ ﺑﺤﻀﺮﺓ ﻧﺤﻮ ﻣﺼﻞ ﺃﻭ ﻧﺎﺋﻢ ﻣﻜﺮﻭﻩ، ﻛﻤﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ ﻭﻏﻴﺮﻩ، ﻭﻟﻌﻠﻪ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﺸﺘﺪ اﻷﺫﻯ، ﻭﺇﻻ ﻓﻴﻨﺒﻐﻲ ﺗﺤﺮﻳﻤﻪ،

ﻭاﻟﻠﻪ - ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ ﻭﺗﻌﺎﻟﻰ - ﺃﻋﻠﻢ ﺑﺎﻟﺼﻮاﺏ

«Читать громко рядом с совершающим намаз или спящим является нежелательным, как об этом написано в «Аль-маджму’» и в других источниках. Но, возможно, речь идет о той ситуации, когда это чтение не сильно мешает окружающим. Если же очень мешает, то читать громко, следует считать запрещенным (харам)».

_                                                                                        

См.: «Фатава аль-кубра» том 1, стр.158

© Отдел фетв, Муфтият РД

Подписывайтесь на наш канал Telegram .