ЗАУПОКОЙНАЯ МОЛИТВА НАД ОТДЕЛИВШИМИСЯ ЧАСТЯМИ ТЕЛА

Вопрос: 
Нужно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) за останками покойного (кожей или каким-то органом) мусульманина и хоронить их?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мух’аммаду!

Если нашли орган покойного мусульманина: его волос, ноготь и т. д., то нужно помыть его (орган), окутать в материал, совершить джаназа-намаз и похоронить, даже если за ним уже совершили эту молитву.

Вышеупомянутое обязательно в следующих случаях:

1) если точно знать, что этот орган и т. д. отделился от человека после его смерти или в момент смерти или если человек умер сразу же после его отделения.

2) если этот орган и т. д. не был помыт с телом покойного до совершения за ним джаназа-намаза.

Если нет уверенности, что часть отделилась во время или после смерти, то джаназа-намаз за этим органом и т. д. совершать нельзя, но желательно помыть этот орган, завернуть его в материал, затем похоронить.

Примечание:

— Совершая джаназа-намаз за этим органом, нужно делать намерение на совершение заупокойной молитвы в общем за покойного, от которого отделился этот орган, а не отдельно за этим органом.

— В захоронении этого органа нужно соблюдать все условия захоронения самого покойного, т.е. яма должна быть глубокой, чтобы дикие звери не смогли его (орган) раскопать. Захороненный орган надо уложить в сторону киблы (Каабы) так, как если бы он был на теле покойного.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ولو وجد عضو مسلم) أو نحوه كشعره أو ظفره ..(علم موته) وأن هذا الموجود منه انفصل منه بعد الموت أو وحركته حركة مذبوح ولم يعلم أنه غسل قبل الصلاة على الجملة ويظهر أن المراد بعلم حقيقة العلم فلا يكفي الظن ..(صلي عليه) وجوبا …ويجب غسل ذلك قبل الصلاة عليه وستره بخرقة ومواراته وإن كان من غير العورة …وتجب نية الصلاة على الجملة. (قوله: أو وحركته حركة مذبوح) عبارة المغني والنهاية وشرح المنهج نعم إن أبين من حي فمات في الحال فحكم الكل واحد يجب غسله ودفنه بخلاف ما إذا مات بعد مدة سواء اندملت جراحته أم لا ا هـ .(قوله: ولم يعلم أنه غسل إلخ) أي طهر وإلا فلا تجب الصلاة عليه نهاية ومغني. (قوله: ومواراته إلخ) والأقرب أنه يعتبر فيه ما يعتبر في الجملة من حفرة تمنع رائحة الجملة ونبش السبع عليها وأنه يجب توجيهه للقبلة بأن يجعل على الوضع الذي يكون عليه لو كان متصلا بالجملة ووجهت للقبلة سم وأقره ع ش  في الثاني ثم قال ويتجه أنه يجب الدفن فيما يمنع الرائحة في الميت الذي جف دون الشعر .
__________
См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани, т. 3, с. 161.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: fatavadag@mail.ru
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Инста: instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .