ВЫДАЧА ДОЧЕРИ ЗАМУЖ ПО ЕЁ ПРОСЬБЕ

Вопрос: 
Обязан ли отец ответить на просьбу дочери, если та попросит отца выдать ее замуж?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие его Посланнику Мухаммаду!

Если дочь попросит отца выдать её замуж за неравного по социальному статусу жениха, то отец может отказать ей, так как брак – это довольно сложная и деликатная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак связывает их множеством прав и обязанностей. И в большинстве случаев соблюдение этих прав и обязанностей зависит и от взаимоуважения, взаимопонимания между их родственниками.

Если же дочь попросит отца выдать её замуж за равного по статусу парня, который посватался к ней, то отец обязан ответить на ее просьбу. Отказ отца будет считаться грехом.

Если он откажет один раз, и факт отказа подтвердится в присутствии имама, то имам местности сам выдает ее замуж. 

Если окажется, что отец отказывал три и более раз, то ее выдает замуж тот, кто является опекуном после отца.
В брачном договоре статус человека меняется согласно следующим критериям:

1. Болезни и недостатки мужчины, такие как проказа и т. д, которые дают жене право на развод.

2. Религиозность. Нечестивец или сын нечестивых родителей (будь то отец или мать), который постоянствует в малом грехе или один раз совершал большой грех, не является по статусу равным целомудренной девушке.

3. Знатное происхождение. Если девушка из более знатного рода, то жених не является ей ровней. Происхождение рассматривается только по отцовской линии.

4. Способ заработка парня и его родителей. Если сама девушка или ее родители работают на более статусной работе, чем жених или его родители, то и в этом случае они не будут ровней друг другу.

— Богатство не меняет статус жениха или невесты.

Примечание:

При обоюдном согласии  девушки и её отца социальное равенство не является обязательным условием для заключения брака.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (وإنما يحصل العضل إذا دعت بالغة عاقلة إلى كفؤ) ولو عنينا ومجبوبا بالباء وقد خطبها وعينته ولو بالنوع بأن خطبها أكفاء فدعت إلى أحدهم أو ظهرت حاجة مجنونة للنكاح (وامتنع)...
(وكذا يزوج) السلطان (إذا عضل القريب، أو المعتق) ، أو عصبته إجماعا لكن بعد ثبوت العضل عنده بامتناعه منه، أو سكوته بحضرته بعد أمره به والخاطب والمرأة حاضران أو وكيلهما، أو بينة عند تعززه، أو تواريه نعم إن فسق بعضله لتكرره منه مع عدم غلبة طاعاته على معاصيه، أو قلنا بما قاله جمع أنه كبيرة زوج إلا بعد وإلا فلا... (والأصح أن اليسار) عرفا (لا يعتبر)...[¹]
عبارة منهاج الطالببين: وخصال الكفاءة سلامة من العيوب المثبتة للخيار وحرية فالرقيق ليس كفؤ الحرة والعتيق ليس كفؤ الحرة أصلية ونسب فالعجمي ليس كفء عربية ولا غير قرشية ولا غير هاشمي ومطلبي لهما والأصح اعتبار النسب في العجم كالعرب وعفة فليس فاسق كفء عفيفة وحرفة فصاحب حرفة دنيئة ليس كفء أرفع منه.[²]
عبارة الفتاوى الكبرى الفقهية: وسئل عن أهل بلد يفتخرون بالأموال لا بالأنساب فهل يكون الفقير فيهم كفؤا للغنية منهم أم لا ؟ فأجاب بقوله: نعم يكون فقيرهم كفؤا لموسرهم,[³]
_______________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 253.
[²] См.: Минхадж ат-талибин, т. 1, с. 209.
[³] Cм.: Фатава аль-кубра аль-фикхия, т. 4, с. 28.

•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .