ТОРГОВЛЯ ВО ВРЕМЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА

Вопрос: 
Дозволено ли во время пятничного намаза заниматься торговлей?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

На запрет торговли и других дел во время пятничной молитвы указывают слова Всевышнего Аллаhа (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаhа и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (сура «Аль-Джуму’а», аят 9).

1. Со времени начала второго азана и до совершения пятничного намаза совершеннолетнему мужчине запрещено отвлекаться на что бы то ни было, кроме похода в мечеть на намаз. Например, в это время запрещено что-то продавать или покупать. Однако, несмотря на запрет,  если за этот промежуток времени была заключена сделка, она считается действительной.

2. Между двумя азанами (первым по факту наступления времени обеденного намаза и вторым, который оглашают после приветствия имама с минбара) нежелательно отвлекаться на всякого рода торговлю.

Вышеупомянутые запрет и нежелательность в силе, даже если он знает, что успеет на пятничную молитву. Также запрет относится и к человеку, который живет далеко от мечети и должен идти на пятничную молитву до наступления времени обеденного намаза.

Тому, кто не обязан идти на пятничную молитву, запрещено в момент, упомянутый в первом пункте, и нежелательно в момент, упомянутый во втором пункте, совершать торговые сделки с человеком, который обязан пойти на молитву. Например, женщине во время второго азана запрещено что-то продавать мужчине, который обязан пойти на пятничную молитву, а также что-то покупать у такого мужчины.

Примечания:

Запрет и нежелательность не касаются купли-продажи крайне необходимых вещей, например, воды для омовения и т. д. Запрет и нежелательность продолжаются до завершения пятничной молитвы. А Аллаh знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

قال الله تعالى في سورة الجمعة: {يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوٰةِ مِن يَوْمِ ٱلْجُمُعَةِ فَٱسْعَوْاْ إِلَىٰ ذِكْرِ ٱللَّهِ وَذَرُواْ ٱلْبَيْعَ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ}.

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ويحرم على ذي الجمعة) أي من لزمته ...(التشاغل) عن السعي إليها (بالبيع) أو الشراء لغير ما يضطر إليه (وغيره) من كل العقود والصنائع وغيرهما من كل ما فيه شغل عن السعي إليها وإن كان عبادة (بعد الشروع في الأذان بين يدي الخطيب) ... ويحرم أيضا على من لم تلزمه مبايعة من تلزمه لإعانته له على المعصية ... وبالأذان المذكور الأذان الأول لأنه حادث كما مر فلا يشمله النص نعم من يلزمه السعي قبل الوقت يحرم عليه التشاغل من حينئذ وبذي الجمعة من لا تلزمه مع مثله فلا حرمة بل ولا كراهة مطلقا (فإن باع) مثلا (صح) لأن النهي لمعنى خارج عن العقد (ويكره) التشاغل بالبيع وغيره لمن لزمته ومن يعقد معه (قبل الأذان) المذكور (بعد الزوال والله أعلم) لدخول الوقت فربما فوت نعم إن فحش التأخير عنه كما في مكة  لم يكره ما بحثه الإسنوي  للضرورة.
(قول المتن ويحرم إلخ) أي إلى الفراغ من الجمعة انتهى تجريد.
(قوله: لغير ما يضطر إليه) عبارة المغني والأسنى قال الأذرعي وغيره ويستثنى من تحريم البيع ما لو احتاج إلى ماء طهارته أو ما يواري عورته أو ما يقوته عند الاضطرار.
(قوله: من كل شاغل إلخ) أي ممن شأنه أن يشغل نهاية وشرح بافضل  قال ع ش هذا يشمل ما لو قطع بعدم فواتها ونقله سم على المنهج عن الشارح م ر ا هـ وتقدم عن الإيعاب والنهاية ما قد يفيده.
___
См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама Аш-ширвани, т. 2, с. 478.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .