ТАБАКОКУРЕНИЕ

Вопрос: 
Каково отношение Ислама к табакокурению и его продаже?

ОТВЕТ:

Табакокурение является грозной социальной проблемой, решением которой озабочены все, кому небезразлично здоровье как нации, так и отдельной личности. В медицинской литературе немало научных статей о пагубности курения. Ислам же запрещает употребление всего, что даже косвенно может нанести ущерб здоровью человека.

Основанием для  запрета наносить вред как своему здоровью, так и окружающей среде, служит хадис, Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переданный от имама Ахмада  со слов Абу Са’ида Са’да ибн Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах:

لا ضرر ولا ضرار.

«Не [причиняй] вреда себе и другим»

[Передал Ахмад, №2865, Ибн Маджа, №2341, ад-Дарукутни, №3079].

В комментариях к данному хадису имам Али аш-Шабрамаллиси, пишет:

أي لا يضر نفسه ولا يضر غيره فالمعنى لا ضرر تدخلونه على أنفسكم ولا ضرار لغيركم.

«То есть нельзя вредить себе и другим. Следовательно, смысл хадиса, следующий: “Исключено причинять вред себе и другим"»

[См.: Хашият аш-Шабрамаллиси аля-Нихая аль-Мухтадж», т. 8, с. 81].

У прежних ученых были разногласия касательно табакокурения из-за отсутствия достоверных сведений о его вреде для организма человека. В наше же время сомнений в пагубности табака нет, и, соответственно, в запрете его употребления.

Имам аль-Кальюби в своих субкомментариях на книгу «Канз ар-Рагибин» так описывает пагубное влияние табака на организм:

…ومنه الدخان المشهور، وهو كذلك لأنه يفتح مجاري البدن ويهيئها لقبول الأمراض المضرة، ولذلك ينشأ عنه الترهل والتنافيس ونحوها، وربما أدى إلى العمى كما هو محسوس مشاهد، وقد أخبر من يوثق به أنه يحصل منه دوران الرأس أيضا، 

«…к ним (нежидким наркотическим веществам) относится известный табак, так как он проникает в сосуды организма и делает его восприимчивым к опасным болезням, и ещё от этого появляется вялость и одышка... и есть вероятность того, что это может привести к потере зрения. Действительно, люди, чье мнение достаточно авторитетно, подтверждают, что от этого происходит головокружение»

[См.: Хашията аль-Кальюби ва ‘Умайра, т. 1, с. 79].

Имам Ибрахим аль-Баджури в своих субкомментариях на «Шарх Ибн касим» пишет:

…قد يعتريه الوجوب كما إذا كان يعلم الضرر بتركه... 

«Табакокурение является обязательным, если от резкого прекращения курения будет вред организму»

[См.: Имам Ибрахим аль-Баджури, Хашия аль-Баджури, т. 1, с. 510].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышеприведенного следует, табакокурение запрещено из-за его однозначного вреда для организма, как и продажа табачных изделий.

• Если резкий отказ от курения может привести к ухудшению состояния организма курильщика, то допустим постепенный отказ от курения.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .