Раздача добровольной милостыни (садака) при наличии долгов

Вопрос: 
Можно ли раздавать добровольную милостыню (садака), если на мне есть долги?

ВОПРОС:
Можно ли раздавать добровольную милостыню (садака), если на мне есть долги?
ОТВЕТ:
‎‏قال ابن حجر الهيتمي في كتابه " تحفة المحتاج":
Авторитетный ученый мазхаба Имама Аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге "Тухфат аль-мухтаж" сказал: ‎(الْأَصَحُّ تَحْرِيمُ صَدَقَتِهِ) ...(بِمَا يَحْتَاجُ إلَيْهِ) ...(لِدَيْنٍ) وَلَوْ مُؤَجَّلًا لِلَّهِ، أَوْ لِآدَمِيٍّ (لَا يَرْجُو) أَيْ: يَظُنُّ (لَهُ وَفَاءً) حَالًّا فِي الْحَالِ، وَعِنْدَ الْحُلُولِ فِي الْمُؤَجَّلِ مِنْ جِهَةٍ ظَاهِرَةٍ. )وَاَللَّهُ أَعْلَمُ) ؛
‎ لِأَنَّ الْوَاجِبَ لَا يَجُوزُ تَرْكُهُ لِسُنَّةٍ
«Считается более достоверным(аргументированным) запрет давать в качестве милостыни то, в чем он нуждается для выплаты долга, будь это долг перед Аллахом (т.е. такой, как закат, кафарат¹ и.т.д.,) или же перед человеком. 
Этот запрет действует, если у него нет надежды на своевременную выплату долга из другого очевидного дохода, даже если это будет отстроченный долг, потому что исполнение обязательного не оставляют ради желательного. 
Аллах знает лучше».
‎أَمَّا إذَا ظَنَّ وَفَاءَ الدَّيْنِ مِنْ جِهَةٍ ظَاهِرَةٍ، وَلَوْ عِنْدَ حُلُولِ الْمُؤَجَّلِ فَلَا بَأْسَ بِالتَّصَدُّقِ حَالًا، بَلْ قَدْ يُسَنُّ
‎[ج1ص181]
«Если он полагает, что сможет выплатить долг из другого реального заработка, тогда у него есть право давать милостыню, даже несмотря на то, что пришло время выплаты отстроченного долга. А иногда давать милостыню, имея явный доход, предназначенный для выплаты долга, может быть и желательным»
[См. «Тухфат аль-мухтаж», том 1, стр. 181].
‎قال البجيرمي في حاشيته على شرح المنهاج:
Аль-Бужайрами в своей книге «Хашияту аль-Бужайрами» сказал:
‎(قَوْلُهُ: أَوْ لِدَيْنٍ) أَيْ: وَهُوَ مِمَّا يُدَّخَرُ لِلدَّيْنِ عَادَةً دُونَ نَحْوِ كِسْرَةٍ وَحُزْمَةِ بَقْلٍ وَإِلَّا جَازَ وَمِثْلُ ذَلِكَ الْفِلْسُ إذَا كَانَ الدَّيْنُ دِينَارًا مَثَلًا.
‎[ج3ص320] «Под выражением "для выплаты долга" подразумеваются средства, накопляемые для выплаты долга. Исключением являются кусочек хлеба, пучок зелени и подобное им. Если же средства для выплаты долга не накапливаются, разрешается давать милостыню, например, в размере 1/10 части динара² при наличии долга в размере динара».(См. "Хашияту аль-Буджайрами ала шарх аль-минхаж").⬇️⬇ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Из вышесказанного следует, что нет запрета на садака в малом размере, если она не влияет на возврат долга. •Давать в качестве милостыни такую сумму, которая повлияет на возмещение долга, запрещено, если у человека нет стабильного заработка, так как выполнение обязательства считается необходимым и приоритетным.

В том случае, когда у человека имеется реальный источник дохода, как, например, наличие недвижимости, от сдачи которой он получает арендную плату, или работа с хорошим окладом и.т.д., то ему разрешается давать милостыню. 
_________________
¹ Кафарат- вид искупления за неисполнение обязанностей.
² Динар- золотая денежная монета в размере 4.25 грамма.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .

НАШИ КОНТАКТЫ

РД, г. Махачкала
ул. Дахадаева 136.

  • Приемная Муфтията РД

    • +7-8722-568666

      +7-8722-561440

    • muftiyat.rd@gmail.com

НАПИШИТЕ НАМ