РАСТОРЖЕНИЕ СВАТОВСТВА

Вопрос: 
Можно ли в одностороннем порядке расторгнуть сватовство?

ОТВЕТ:

• Сватовство не является шари’атским договором, напротив, его может расторгнуть любая из двух сторон. Однако запрещено постороннему сватать девушку, пока не будет расторгнуто предыдущее сватовство.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

Имам Ибн ‘Касим аль-‘Аббади в своих субкомментариях приводит фетву имама ас-Суюти:

سئل الجلال السيوطي عمن خطب امرأة ثم رغبت عنه هي، أو وليها هل يرتفع التحريم عمن يريد خطبتها وهل الخطبة عقد شرعي وهل هو عقد جائز من الجانبين فأجاب بقوله:

«Имама Джалалуддина ас-Суюти спросили о парне, сосватавшем девушку, которую опекун передумал затем выдавать за него замуж или которая сама отказалась от сватовства: “Запрещено ли сватать её другому, считается ли сватовство шари’атским договором и дозволено ли представителям обеих сторон его расторгнуть?” Он ответил:

 "يرتفع تحريم الخطبة على الغير بالرغبة عنه فيما يظهر، وإن لم يتعرضوا له وإنما تعرضوا لما إذا سكتوا، أو رغب الخاطب والظاهر أن الخطبة ليست بعقد شرعي، وإن تخيل كونها عقدا فليس بلازم بل جائز من الجانبين قطعا" انتهى. وما بحثه من ارتفاع التحريم بالرغبة عنه مأخوذ من جزم الشارح بقوله: "أو يعرض المجيب". 

“Запрет на сватовство другого отменяется в случае отказа выдавать девушку за предыдущего жениха. Таким образом, даже если факихи (правоведы) не затронули этот вопрос напрямую, тем не менее, они разъяснили решение в ситуации, когда сторона невесты молчит (или не даёт ответа) на предложение сватовства или когда сват отказывается от своего предложения.

Очевидно, что сватовство не является шари’атским договором. И даже если представить, что сватовство является договором, то он не является нерушимым. Напротив, его однозначно может расторгнуть любая из обеих сторон”. 

Вывод имама ас-Суюти о том, что запрет снимается в связи с отказом стороны невесты, следует из слов имама Ибн Хаджара: “...или если сторона невесты передумает...”».[¹]

تنبيه: لو لم تحصل المخطوبة للخاطب بشيء مما ذكر أو بموتها رجع بما دفعه ولو نحو طعام. 

Примечание: «Если жених не женится на невесте из-за вышеприведённых обстоятельств или её смерти, то он забирает все, что было дано невесте, даже если это было едой».[²]
____
[¹] См.: Тухфат аль-Мухтадж с субкомментариями Ибн ‘Касима аль-Аббади, т. 7, с. 212
[²] См.: Хашия аль-Буджайрими ‘аля аль-Хатиб, т. 3, с. 409

•————•✿❁✿•————•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .