ПРОТИРАНИЕ ГОЛОВЫ ПРИ АЗКАРАХ

Вопрос: 
Есть ли основание для протирания головы и лба при произнесении определённых слов во время чтения азкаров после фарз-намаза?

ОТВЕТ:

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар»  относительно этого вопроса приводит от Ибн Сунни следующий хадис:

عن أنس رضي الله عنه، قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا قضى صلاته مسح جبهته بيده اليمنى، ثم قال: "أشهد أن لا إله إلا الله الرّحمن الرحيم، اللهم أذهب عني الهم والحزن" 

«Сподвижник Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завершал свой фарз-намаз, он проводил правой рукой по лбу и говорил: “Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу-р-Рах’ману-р-Рах’им. Аллаhумма, азhиб ‘ан-ни-ль-hамма ва-ль-х’азан”»

[См.: Имам ан-Навави, Аль-Азкар, с. 73, № 193].

Аш-Шавкани в своей книге «Найль аль-Автар» также приводит хадис от имама ат-Табрани:

«أن النبي - صلى الله عليه وسلم - كان إذا صلى وفرغ من صلاته يمسح بيمينه على رأسه ويقول: بسم الله الذي لا إله إلا هو الرحمن الرحيم اللهم أذهب عني الهم والحزن» 

«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершал свой фарз-намаз, он проводил рукой по голове и говорил: “Бисмилляhи ллязи ля иляhа илля hува р-Рах’ману р-Рах’им. Аллаhумма азhиб ‘анни ль-hамма валь-х’азан”»

[См.: Аш-Шавкани, Найль аль-Автар, т. 2, с. 359].

Имам Мухаммад Ба’ишин в своей книге «Бушра аль-Карим» пишет:

فإذا سلم.. مسح جبهته بيده اليمنى، وقال: استغفر الله ثلاثا، ثم استغفر الله العظيم الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه ثلاثا، ويمسح بيمينه على رأسه، ويقول: بسم الله الذي لا إله إلا هو الرحمن الرحيم، اللهم أذهب عني الهم والحزن.

«Когда кто-то завершит фарз-намаз словами: “Ас-саляму ‘алейкум ва рах’матуллаh”, пусть протрет лоб правой рукой и три раза повторит: “Астаг’фируллаh”. После этого произнесёт: “Астаг’фируллаhаль-‘азыма-ллязи ля иляhа илля hуваль-хаййяль-каййюма ва атубу иляйhи”, затем протрет голову и скажет: “Бисмилляhи ллязи ля иляhа илля hува р-Рах’ману р-Рах’им. Аллаhумма азhиб ‘анни ль-hамма валь-х’азан”»

[См.: Имам Мухаммад Ба’ишин, Бушра аль-Карим, с. 245].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Вышеприведённые хадисы являются основанием для этой распространенной в Дагестане практики. Также о желательности упомянутого высказались несколько авторитетных шафиитских ученых.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .