ПРЕРЫВАНИЕ УЧЕБЫ

Вопрос: 
Можно ли студенту, изучающему исламские науки, без объективных причин оставить учебу?

ОТВЕТ:

С именем Аллаха! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Религиозные знания делятся на две категории:

1. Знания, изучать которые необходимо (фард аль-айн) каждому половозрелому мусульманину и мусульманке. То есть они должны приобретать знания, связанные с обязательной религиозной практикой.

2. Знания, которые требуются от общества в целом, то есть являются коллективной обязанностью (фард аль-кифая), как, например, правоведение (фикх), толкование Корана (тафсир) и так далее.

Мусульманину нельзя прерывать изучение вопросов, связанных с совершением религиозных обязанностей. Однако он обязан изучить только вопросы общего характера, а не те, что знают люди, специализирующиеся в исламском праве (фикхе). Следовательно, углубленное изучение от него не требуется.

Говоря о второй категории, надо упомянуть, что если в каком-то регионе нет достаточного количества правоведов, то все общество впадает в грех. Ввиду этого в обществе должно быть такое количество ученых (компетентных людей), которые могли бы удовлетворить все его религиозные нужды.

Если в каком-то обществе есть достаток в ученых-богословах, то обязанность изучать исламские дисциплины с обычных людей снимается, и проблем в прерывании учебы в целом нет.

В любом случае, человеку, углубленно изучающему исламские науки, предпочтительнее доучиться в медресе или в институте, если нет крайней необходимости оставить учебу. Однако по желанию, в соответствии с более аргументированным мнением, человек может оставить учебу в любое время, даже если на то нет особой причины. А Аллах знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة شرح منهج الطلاب: وخرج بالعيني فرض الكفاية فالأصح وفاقا للغزالي وغيره أنه لا يحرم قطعه إلا الجهاد وصلاة الجنازة، والحج والعمرة،[¹]

عبارة أسنى المطالب في شرح روض الطالب: ...لا من شرع في تعلم (علم) فلا يلزمه إتمامه (وإن آنس) من نفسه (الرشد) فيه؛ لأن الشروع لا يغير حكم المشروع فيه غالبا ولأن كل مسألة مطلوبة برأسها منقطعة عن غيرها وليست العلوم كالخصلة الواحدة بخلاف الجهاد ونحوه قال الأذرعي:  "والمختار لزوم إتمامه؛ لأنه تلبس بفرض عظيم ولو شرع لكل شارع في علم الشريعة الإعراض عنه.. لأدى ذلك إلى إضاعة العلم".[²]

عبارة نهاية المحتاج: واعلم أنه يتجه أن يكون ترك تعلم ما يتوقف عليه صحة ما هو فرض عليه كبيرة لكن من المسائل الظاهرة دون الخفية.[³]

عبارة بشرى الكريم: لكن ما يحتاج إلى التلبس به حالاً من عبادة ومعاملة.. يجب تعلم ظاهر أحكامه عينياً. ولا تصح ولا تجوز مباشرته إلا بعد معرفة أحكامه الظاهرة ولو عبداً أو امرأة. لكن لو عرف مأمورات نحو الصلاة ولم يُميز الفرض منها من السنة.. صح. وكذا.. تصح المعاملة إذا استجمعت واجباتها وإن أثم بترك التعلم. وما لا يحتاج إليه كذلك.. فمعرفته فرض كفاية. فإذا قام به البعض.. سقط الحرج عن الباقين، فإن لم يقم به أحد.. أثم جميع المكلفين.[⁴]
___________
[¹] См.: Шарху манхадж ат-тулляб, т. 2, с. 353.
[²] См.: Асна аль-маталиб, т. 4, с.178.
[³] См.: Нихая аль-мухтадж, т. 8, с. 295.
[⁴] См.: Бушра аль-карим, с. 47.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .