[О ДЛИНЕ БРЮК]

Вопрос: 
Запрещено ли мужчинам носить брюки ниже щиколоток?

[О ДЛИНЕ БРЮК] 

ВОПРОС: 

Запрещено ли мужчинам носить брюки ниже щиколоток? 

ОТВЕТ: 

• Запрещено носить брюки ниже щиколоток из гордости и высокомерия. Но если в данной местности принято носить такие брюки, а следование такой традиции продиктовано нежеланием выделяться от остальных, не проявлять высокомерия, то, согласно мнению одних учёных-богословов, это разрешено, но является нежелательным (карахат-танзих), согласно мнению большинства ученых. 
Согласно мазхабу имама Абу-Ханифы, форма ношения одежды бывает трёх категорий: дозволенная, желательная и запретная, и если, надевая длиннополую одежду, человек не проявляет высокомерия и кичливости, то в ношении её нет нежелательности или греха. 

АРГУМЕНТАЦИЯ: 

وكونه قصيرا بأن لا يتجاوز الكعب.. فإن زاد على ذلك.. بقصد الخيلاء حرم.. وإلا كره إلا لعذر كأن تميز العلماء بشعار يخالف ذلك فلبسه ليعرف فيسأل.. 

«Предпочтительной считается одежда (брюки), не опускающаяся ниже щиколоток. Удлинять брюки из кичливости (спеси) запрещено, но если же в этом нет проявления высокомерия, то это нежелательно. Исключением может быть только необходимость, к примеру, когда длинная одежда становится отличием учёных, и человек одевается таким образом, чтобы люди его узнали и задали интересующие их вопросы»¹ 

فما نزل عن الكعبين فهو ممنوع فإن كان للخيلاء فهو ممنوع منع تحريم وإلا فمنع تنزيه وأما الأحاديث المطلقة بأن ما تحت الكعبين في النار فالمراد بها ما كان للخيلاء لأنه مطلق فوجب حمله على المقيد.. قال القاضي قال العلماء وبالجملة يكره كل ما زاد على الحاجة والمعتاد في اللباس من الطول والسعة والله أعلم 

«Удлинять одежду ниже щиколоток, является недопустимым, и если это делается из высокомерия, то это недозволено ввиду запретности, а если же без высокомерия, то недопустимо, как нежелательное явление (караха-танзих). Что касается хадисов с общим смыслом о том, что “одежда ниже щиколоток, в аду”, то имеется в виду ношение одежды из гордости и высокомерия. Это хадисы с общим смыслом, относить которые необходимо к хадисам с определённым содержанием, в которых говорится, что ад заслуживает человек, который удлиняет брюки из-за высокомерия. Аль-Кади сказал: 

“Учёные говорят: “В целом, является нежелательным всё, что переходит границы необходимости и установленных традиций относительно длины и ширины одежды. Аллах всезнающий”»² 

(واللبس على ثلاث مراتب: فرض).. (وهو قدر ما يستر بدنه، ويدفع عنه ضرر الحر والبرد).. (ومستحب).. (وهو لبس الثياب الجميلة للتجمل والتزين وإظهار نعمة الله).. (وحرام) .. (وهو لبس الثياب الجميلة للتكبر والخيلاء) 

«Ношение одежды бывает трёх видов: обязательное — это когда одеяние носят для закрытия аврата человека и защиты его от вреда жары и холода. Желательное — это ношение красивой одежды, чтобы хорошо и опрятно выглядеть и показать блага, дарованные ему Всевышним Аллахом. И запретное — это ношение дорогой красивой одежды, проявляя при этом гордыню и высокомерие»³ 
________________ 
¹[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 3, с. 43] 
²[См.: Шарх Сахиху Муслим, т. 14, с. 63] 
³[См.: Шарх Тухфат аль-Мулук, т. 1, с. 479]. 
 

Отдел фетв Муфтията РД
Подписывайтесь на наш канал Telegram .

НАШИ КОНТАКТЫ

РД, г. Махачкала
ул. Дахадаева 136.

  • Приемная Муфтията РД

    • +7-8722-568666

      +7-8722-561440

    • muftiyat.rd@gmail.com

НАПИШИТЕ НАМ