КЛЯТВА В ИСЛАМЕ

Вопрос: 
В каких случаях можно давать клятву, а в каких нельзя? И можно ли нарушать клятву?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

1- Давать клятву совершить обязательное действие или не совершать запретное является богоугодным делом. Такую клятву запрещено нарушать, если нарушить, то нужно выплатить штраф (каффаратуль-ямин).

2- Давать клятву оставить обязательное действие или совершить запретное является запретным. Такую клятву нужно нарушить и выплатить штраф.

3-  Давать клятву совершить желательное действие или не совершать нежелательное действие является богоугодным делом. Такую клятву нарушать нежелательно, если нарушить, то нужно выплатить штраф.

4- Давать клятву не совершать желательное действие или совершить нежелательное действие нежелательно. Нарушить такую клятву желательно и нужно выплатить штраф.

5- Давать клятву не совершать или совершать дозволенное, например, не кушать определённую еду, является нежелательным, а значит нарушить такую клятву желательно и нужно выплатить штраф. Однако, давать такую клятву является богоугодным делом если делать это с благим намерением, связанным с религией, например, дать клятву не одевать определённую одежду которую не одевали сподвижники, уподобляясь им, а значит и нарушить такую клятву нежелательно, если нарушить, то нужно выплатить штраф.

Давать клятву при необходимости, например, для утверждения или возвеличивания своей правдивой речи или для подтверждения своей правоты в судебном процессе является дозволенным.

Примечание:

Штраф выплачивается в следующем порядке:

1. Накормить десять бедняков, отдав каждому минимум по одному мудду (576 гр.) пшеницы или же отдать каждому что-либо из одежды, можно и ношеную.

Также разрешается детскую одежду отдать взрослому и наоборот, мужскую одежду отдать женщине и наоборот. Достаточно отдать женские платки, мужские тюбетейки. Нельзя давать обувь, сандалий, тапочки, носки.

2. Если нет возможности сделать выше сказанное, то нужно поститься три дня, не обязательно подряд, но желательно. А Аллаh знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني :(وهي) أي اليمين (مكروهة) ... (إلا في طاعة) من فعل واجب أو مندوب وترك حرام أو مكروه فطاعة ... وإلا لحاجة كتوكيد كلام كقوله صلى الله عليه وسلم {فوالله لا يمل الله حتى تملوا} أو تعظيم أمر كقوله {والله لو تعلمون ما أعلم لضحكتم قليلا ولبكيتم كثيرا} وإلا في دعوى عند حاكم فلا يكره ... (فإن حلف على ترك واجب أو فعل حرام عصى) بالحلف ... (ولزمه الحنث) ... (وكفارة) ... (أو) على (ترك مندوب) كنافلة (أو فعل مكروه) كاستعمال متشمس (سن حنثه وعليه كفارة) ... (أو) على فعل مندوب أو ترك مكروه كره حنثه أو على (ترك مباح أو فعله) كدخول دار وأكل طعام ... (فالأفضل ترك الحنث) إبقاء لتعظيم الاسم نعم إن كان من شأنه تعلق غرض ديني بفعله أو تركه كلا يأكل طيبا أو لا يلبس ناعما فإن قصد التأسي بالسلف أو الفراغ للعبادة فهي طاعة فيكره الحنث فيها وإلا فهي مكروهة فيندب فيها الحنث .
(قول المتن فإن حلف على ترك واجب إلخ) ولو حلف على فعل واجب أو ترك حرام أطاع باليمين وعصى بالحنث وعليه به الكفارة . 
____
См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-ширвани), т. 10, с. 13.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .