ОТВЕТ:
Учёный шафиитского мазхаба ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее:
(وإذا باع نسيئة) اشترط.. زيادة على النقد تليق بالنسيئة.
«Когда опекун продаёт имущество своего подопечного с рассрочкой оплаты, необходимо, чтобы его цена, соответствуя времени отсрочки, была выше, чем наличная оплата»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 225].
Эти слова указывают на дозволенность надбавки цены, когда товар продают в рассрочку.
- Но если собственник товара выдвинет условие, что в случае задержки оплаты, цена товара увеличится, или же по наступлении времени оплаты покупатель предложит продлить срок за дополнительную плату, поскольку не смог рассчитаться за товар в указанный срок, то сделка является недозволенной, и это будет считаться одним из видов ростовщичества (риба).
Также ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:
ربا الجاهلية كان أحدهم إذا حل دينه قال لمدينه: اقض، أو زد، فإن لم يقضه زاد في الدين، والأجل.
«Ростовщичеством невежественной эпохи считалось то, что, когда наступал срок выплаты долга, кредитор требовал от заёмщика выплатить всю сумму или внести надбавку. И если тот не погашал кредит, торговец увеличивал сумму долга и продлевал срок его выплаты»
[См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 10, с. 496].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Дозволено продавать товар в рассрочку с надбавкой в цене, но с условием, что в дальнейшем эта цена не должна меняться. Оставшаяся сумма оплаты товара является задолженностью, и требование выплатить больше оговоренной суммы означает требование надбавки к кредиту, что является запретным.
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/