БАРЬЕР (СУТРА) ПЕРЕД МОЛЯЩИМСЯ (ЧАСТЬ 2)

Вопрос: 
Можно ли пройти перед молящимся, который установил преграду (сутра), загородив прохожую часть?

 

ОТВЕТ:

• Проходить перед молящимся, который установил «сутра» — «барьер» запрещено, если он не нарушил порядка движения в общественном месте, т. е. там, где ходят люди. 

• Если же он стал поперёк прохода или дороги, то проходить перед молящимся дозволено, поскольку он нарушил права граждан на сводобное передвижение в общественном месте. 

АРГУМЕНТАЦИЯ:

ولو صلى من غير سترة أو تباعد عنها فليس له الدفع لتقصيره، ولا يحرم المرور بين يديه. 

«Если молящийся не установил сутра (барьера) или же слишком отдалился от барьера, то он не может препятствовать проходящему, поскольку он нарушил правило, а значит не запрещено проходить перед ним».

والتحريم مقيد بما إذا لم يقصر المصلي بصلاته في المكان، وإلا كأن وقف بقارعة الطريق فلا حرمة، بل ولا كراهة، كما قاله في الكفاية أخذا من كلامهم

«Запрет обусловлен отсутствием небрежности молящимся при совершении намаза в конкретном месте. Однако если он проявил небрежность, встав посреди дороги, то не запрещено прохожему пройти перед молящимся. 

В его (проходящего перед ним) действиях нет даже нежелательности, согласно мнению автора “Аль-Кифая”, который ссылается на слова ученых Шафиитского мазхаба»[¹]

Имам Сулейман аль-Буджайрими комментирует это следующим образом:

(قوله: مقيد بما إذا لم يقصر المصلي إلخ) يؤخذ منه أنه لو لم يجد محلا يقف فيه إلا باب المسجد لكثرة المصلين كيوم الجمعة مثلا حرم المرور، وسن له الدفع وهو محتمل، ويحتمل عدم حرمة المرور لاستحقاقه المرور في ذلك المكان على أنه قد يقال بتقصير المصلي حيث لم يبادر للمسجد بحيث يتيسر له الجلوس في غير الممر وهذا أقرب.

«Со слов автора “обусловлен отсутствием небрежности со стороны молящегося” понимается, что если человек не нашёл места, где он мог бы встать для совершения намаза, кроме дверей мечети, из-за большого скопления молящихся, как это бывает в пятничный день, то запрещено проходить перед ним, а ему желательно препятствовать проходящим.

Также можно допустить, что не запрещено проходить перед ним, поскольку это привилегия проходящего в общественных местах, так как это можно назвать халатностью со стороны молящегося, поскольку он не пришёл в мечеть вовремя чтобы была возможность занять другое место, где бы он не мешал хождению. И это мнение будет более правильным».

(قوله: بقارعة الطريق) أي: أو شارع أو درب ضيق، أو باب نحو مسجد كالمحل الذي يغلب مرور الناس فيه وقت الصلاة ولو في المسجد كالمطاف 

«Под словами “посреди дороги” имеется в виду и улица, и узкий проход, к примеру, дверь мечети, подобно местам, где наблюдается массовое движение людей во время намаза, даже если оно в самой мечети, подобно места совершения Тавафа (обхода Каабы)»[²]
_________
[¹] См: Имам аль-Махали, Канз ар-Рагибин, т. 1, с. 219
[²] См.: Хашия аль-Буджайрими, т. 1, с. 251

•————•✿❁✿•————•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .