АНТРОПОМОРФИЗМ (часть первая)

Вопрос: 
Выходят ли из ислама те, кто придает Всевышнему Аллаhу телесность или местоположение?

ОТВЕТ:

Антропоморфизм (в старославянском языке отелесение) — это наделение объекта человеческими качествами. Это слово составлено из двух греческих слов: «антропос» — человек и «морфе» — форма, вид. Следовательно, это слово буквально означает форма человека или очеловечение. Антропоморфизм может различаться в зависимости от убеждений и слов, оно может быть, как очевидным, так и неочевидным.

Очевидное отелесение «таджсим сарих» — это приписывание Всевышнему признаков однозначно Ему неприсущих. Например, сотворенность «худус», занимание места в пространстве «тахаюз», состояние движения «харака» и покоя «сукун», соединение частиц материи «иттисаль» и разъединение частиц материи «инфисаль», а также приписывание Всевышнему частей тела, схожих с частями тела творений, то есть приписывание Ему органов или качеств, присущих только творениям, подобно объему, массе, цвету, запаху и так далее. Подобное отелесение «таджсим сарих» является куфром (неверием)».

Неочевидное отелесение «таджсим гайрусарих» — это приписывание Всевышнему телесности или каких-то частей без детализации, или явного уподобления Его творениям. Например, приписывание Всевышнему руки, голени, глаз и т. п., но не как у человека, или убеждение в том, что сущность Бога находится над аршем (троном) или на небесах или везде, но без детализации образа или явного уподобления творениям.

Приверженцы таких убеждений являются заблудшими «мубтади’». Это мнение превалирует в шафиитском мазхабе над мнением тех, кто не различает между очевидным и неочевидным отелесинием и считает обе концепции неверием «куфром».

Причина неверия приверженца явного антропоморфизма — это приписывание Всевышнему качеств, очевидно противоречащих божественности. Фактически приверженец таких убеждений поклоняется идолу, которого он вообразил, а не Всевышнему Аллаhу.

Человек может задаться вопросом: а в чем разница между очевидным и неочевидным отелесинием, если из утверждения, что Бог является телом или находится в определенной стороне, вытекает, что Бог занимает пространство и т. п., ведь тело не мыслится без того, чтобы оно не занимало пространство или претерпевало соединение, разъединение или состояние движения и покоя, а сторона не мыслится без телесности и занимания объектом пространства и соотношения между несколькими объектами?
Ответить на это можно следующим образом.

Ограниченный человек может верить в то, что Бог является телом или обладает, к примеру, рукой, при этом считая, что словами «неподобное нам» и т. п. он не уподобляет Его творениям ввиду своей неосведомленности в том, что тело не мыслится без того, чтобы оно не занимало пространство, не состояло из частей, не имело свойств, присущих только творениям, и так далее. Ведь обыватель может верить в телесность Бога, не веря при этом в те качества, которые логически связаны с телом, то есть без которых оно не мыслится.

Обывателя на такие убеждения наводит мысль о том, что сущность может существовать только тогда, когда она является телом. 

Однако это является логической ошибкой. Поскольку сущность, которая не является телом, существует и даже является бытийно-необходимой (т.е. обязательно существующей) «ваджиб аль-вуджуд», поскольку существование мира зависит от существования предвечной сущности, полностью отличающейся от творений и сотворившей этот мир.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

https://telegra.ph/462-ANTROPOMORFIZM-chast-pervaya-07-04

•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .